Реакция на реагент
Этой зимой в Новосибирске еще больше улиц стали обрабатывать не привычной песко-соляной смесью, а реагентом «Бионорд». У нового противогололедного средства немедленно нашлись как поклонники, так и беспощадные критики.
Одни радуются отсутствию снежного наката на проезжей части, другие считают, что «Бионорд» опасен для здоровья и окружающей среды, а также разъедает обувь
и вредит автомобилям.
Песко-соляную смесь для обработки дорог в зимний период в Новосибирске использовали десятилетиями. Рецепт простой: речной песок и 10% обычной соли смешать и высыпать на дорогу. В среднем уходит 100 тысяч тонн за зиму. Эффект получался двойной. Смесь превращала гладкий снежный накат в мягкую кашу, которую проще убрать с проезжей части, а кроме того, работала как абразив, увеличивая сцепление автомобильных шин с дорожным покрытием.
Однако в последние несколько лет горожане стали все громче говорить, что высыпанный на дороги зимой песок — основная причина пыльных бурь, которые накрывают Новосибирск каждой весной. Речной песок, по мнению ряда общественников, содержит много пылевидных и глинистых частиц.
В 2017 году дорожники изменили требования к качеству закупаемых материалов и приобрели песок, добываемый из карьера. Начали посыпать им дороги и обнаружили, что под колесами автомобилей песко-соляная смесь превращается в непонятную вязкую субстанцию. К решению проблемы подключились депутаты горсовета. Общественники и мэрия организовали по независимой экспертизе качества песка. Весной 2018 года пыль над новосибирскими дорогами по-прежнему стояла столбом.
К зиме 2018–2019 дорожники решились на эксперимент. Для обработки дорог в центральной части города были закуплены два новых противогололедных материала: пески дробления горных пород — более крупная, чем песок, фракция отходов от производства щебня, и разработанный в Екатеринбурге реагент «Бионорд». Эксперимент признали удачным и этой зимой от обычного песка решили отказаться вообще. А географию применения «Бионорда» увеличили и начали использовать его на магистралях в шести районах города: Центральном, Заельцовском, Железнодорожном, Октябрьском, Дзержинском и Советском. Для этих целей закуплено пять тысяч тонн реагента.
— «Бионорд» работает быстрее и эффективнее, чем песко-соляная смесь. В каждой грануле реагента содержатся два вида соли: калий-хлор и натрий-хлор, азотная добавка для удобрения травы и антикоррозийная добавка. Попадая из герметичной упаковки во влажную среду, его крупинки начинают нагреваться и плавить снег даже в сильный мороз до минус 30 градусов. Там, где его используют, наледь не успевает образоваться, — рассказал директор МКУ «ДЭУ № 1» Александр ИЛЬИНЫХ. — Кроме того, он более экономичен. Если песко-соляной смеси на один квадратный метр дорожного покрытия нужно 250–300 граммов, «Бионорда» достаточно 30–40 граммов. После такой обработки нам не нужно КамАЗами вывозить смешанный с песком снег на снегоотвалы.
Еще одним плюсом материала дорожники называют экологичность. «Бионорд» полностью растворяется в растаявшем снеге, стекает в ливневки и не попадает на газоны. Производитель со своей стороны отмечает, что реагент опасен для обуви и шин не больше, чем обычная соль. «В его состав входят хлористые натрий и кальций, ингибитор коррозии и биофильная добавка. Материал прошел необходимую сертификацию и имеет полный пакет разрешительной документации, в том числе положительное заключение Государственной экологической экспертизы», — сообщается на сайте завода.
Горожане этим доводам не верят.
«В этом году в общественные приемные депутатов участились обращения граждан с жалобами на ухудшение здоровья, — проинформировал на сессии мэра депутат горсовета Игорь САЛОВ. — В основном это пенсионеры, но не только. Обращаются люди с болезнями органов дыхания, страдающие разными видами аллергии, а также зоозащитники, которые жалуются на ухудшение состояния здоровья их питомцев. Это они связывают с реагентами, которые мэрия сыплет на дороги для борьбы с гололедом».