Почему Новосибирск серый?
Многие новосибирцы считают столицу Сибири серой. Нет, мнения, конечно, разные. У каждого найдется в памяти уголок, милый сердцу. И вроде мегаполис прирастает новыми блещущими стеклом высотками, в городе ремонтируют и красят старый жилфонд. И все-таки общее впечатление, увы, именно «серость». Давайте разберемся.
Недавно ректор Новосибирского госуниверситета архитектуры, дизайна и искусств (НГУАДИ) Наталья Багрова сообщила, что 67% молодых участников опроса сказали, что считают столицу Сибири серой, грязной, скучной, хаотичной. Исследование университет проводил совместно с Московским архитектурным институтом. Охват аудитории — более 1,5 тыс. человек, треть из которых молодые люди до 24 лет.
И если бы только молодежь... Есть мнения людей постарше. Из статусных персон: год назад спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко тоже негативно отозвалась о благоустройстве Новосибирска. Без оптимизма говорят о нашем любимом Новосибирске гастролирующие эстрадные звезды. Иностранцы предпочитают говорить не о городе, а о душевности сибиряков, гастрономии. А если о городе, то о памятниках конструктивизма, например, избегая давать оценок мегаполису в целом.
Тема не затухает уже многие годы. Этой осенью — обострение. Однако результативное: принят дизайн-код города, который позволит, будем верить, хоть как-то привести в опрятный вид фасады. Признанный самым красивым городом в России Питер убрал с улиц крупные рекламные плакаты. Недавно и в Новосибирске приняли архитектурно-художественный регламент размещения информационных и рекламных конструкций на зданиях и инженерных сооружениях. Отныне они не должны портить городской облик. Градоначальники обещают избавить город от рекламы, цветовое, композиционно-графическое, конструктивное решение которой не будет соответствовать регламенту.
Претензии у горожан и к цветовым решениям зданий. Вам они нравятся? Самое частое предложение: уберите серый цвет. Да, почти все постройки советского времени выдержаны в этом цвете — здания облпотребсоюза, архитектурной академии, картинной галереи. Последнее после недавнего ремонта стало еще темнее. Оказывается, от новосибирцев вопросы по серому, мрачному цвету поступают и в отдел дизайна городской среды департамента строительства и архитектуры мэрии Новосибирска. Начальник отдела Иван ФАТКИН заметил: «Картинная галерея и другие объекты культурного наследия – не наша компетенция. Госинспекция по охране объектов культурного наследия в Новосибирской области следит за сохранением их исторического облика». Вот именно — исторического облика. Однако известны примеры, когда исторический облик зданий, а точнее, их цвет менялся. Вот Дом Ленина, что справа от мэрии, почти белый — выглядит прекрасно и действительно украшает город. Хотя на фото 1926 года он серого цвета. Фасад же картинной галереи, что напротив регионального правительства, наоборот, стал после последнего ремонта цвета грозовой тучи. До него был посветлее.
Красный проспект, проспект Карла Маркса, Титова, Станиславского и другие главные улицы мегаполиса застроены сталинскими серыми высотками. «На фоне асфальта в пасмурный день они создают депрессивное настроение. А солнечных дней у нас не много, ведь Сибирь — не Италия», — вздыхает жительница Новосибирска Анастасия ФЕДОРОВА.
Многие старые жилые дома капитально ремонтируют. В том числе и те, которые стоят вдоль проспектов и главных улиц мегаполиса. Есть ли надежда, что постепенно они окрасятся в более радостные тона и город преобразится? По словам Ивана Фаткина, отдел дизайна, который он возглавляет, всеми силами пытается изменить ситуацию, но полномочий у чиновников «указывать собственникам на цветовое решение» нет:
— Дело в том, что капремонт многоквартирных домов делают по федеральной программе модернизации жилого фонда. Курирует эти проекты департамент ЖКХ и энергетики. Действительно, есть, к сожалению, неудачные решения по фасадам зданий на Красном проспекте. Подрядчик, который выиграл конкурс на капремонт, не обязан согласовывать проект с мэрией. А вот сознательным гражданам (председателям ТСЖ и старшим по дому. — Прим. ред.), которые к нам обращались и просили дать рекомендации, мы всегда помогали. Пример — дом № 159 на Красном проспекте.
Удачные примеры преображения сталинских домов — на улицах Станиславского и Северной. После капремонта их серо-коричневые фасады засветились солнечными и оливковыми оттенками, подчеркивая торжественность стиля. Другим домам на той же улице Станиславского повезло меньше: цвета веселого розового поросенка и оранжевый китч сталинкам явно «не к лицу».
Правда, Иван Фаткин сообщил и приятную новость: «С департаментом ЖКХ достигнута договоренность о том, что они будут показывать нам проекты капремонта зданий, расположенных на главных улицах города. Сейчас у нас на согласовании находятся несколько проектов зданий, в том числе на пересечении Красного проспекта и ул. Крылова, рядом с выходом из метро».
А что вы думаете по этому поводу? Пишите нам в комментариях, мы обязательно опубликуем ваши мнения: давайте вместе влиять на облик любимого Новосибирска.
У Новосибирска появился дизайн-код
Недавно и. о. мэра Геннадий Захаров подписал постановление об утверждении архитектурно-художественного регламента размещения информационных и рекламных конструкций в Новосибирске (дизайн-кода).
С его проектом общественность ознакомили еще в 2017 году. Цель разработчиков документа — привести внешний вид всей уличной рекламы как на отдельно стоящих крупных конструкциях и вывесках, так и на зданиях «к соответствию архитектурно-композиционным решениям сооружений в городе».
По регламенту все строения мегаполиса разделили на три категории: к первой относятся строения типовой застройки и спальные районы, ко второй — здания в удаленных от главных магистралей микрорайонах, к третьей — объекты, охраняемые государством. Понятно, что требования к рекламе, которая будет находиться рядом со строениями третьей категории, строже. Ее теперь необходимо дополнительно согласовывать с госинспекцией по охране объектов культурного наследия Новосибирской области.
Согласно документу, баннеры, щиты и вывески не должны мешать восприятию друг друга. Теперь рекламу запрещено размещать на перилах, заборах, шлагбаумах, ограждениях, а также так, чтобы она перекрывала окна, витражи, витрины, дверные и арочные проемы. Кроме того, она должна размещаться не ближе двух метров от мемориальных досок. Постановление регламентирует максимальную высоту букв вывески, материал, из которого она изготовлена, габариты световых коробов конструкций на крышах, расстояние и другие детали. Рекламу должен освещать приглушенный свет, она должна быть безопасной для участников дорожного движения, ее нельзя направлять в окна жилых домов.
Переходить мегаполис на новый регламент станет постепенно. Размещать по новым правилам рекламу на городских улицах необходимо только при перезаключении договора, то есть они действительны для вновь создаваемых щитов, вывесок. Все конструкции, которые вывесили до введения дизайн-кода, останутся на своих местах, причем без изменений, пока не закончится договор.