USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Прощание с «вмененкой»

Инна ВОЛОШИНА
При отмене ЕНВД мелкие предприниматели, в том числе розничные торговцы, могут уйти с рынка. Фото Алексея ТАНЮШИНА
При отмене ЕНВД мелкие предприниматели, в том числе розничные торговцы, могут уйти с рынка. Фото Алексея ТАНЮШИНА

Отмена ЕНВД может привести к массовому уходу с рынка мелкого бизнеса

Одной из главных тем заседания общественного совета при уполномоченном по защите прав предпринимателей Новосибирской области стала предстоящая отмена единого налога на вмененный доход.

В недалеком будущем многим малым и средним предпринимателям предстоит либо приобрести патенты, либо перейти на упрощенную систему налогообложения. Но все ли осилят налоговое бремя и как это отразится на местных бюджетах, которые и так довольно скромные?

Напомним, единый налог на вмененный доход был введен в нашей стране в начале двухтысячных с благородной целью — вывести из тени множество мелких предпринимателей, которые работали на себя, а государству ничего не платили. Сейчас, по данным Федеральной налоговой службы, в России 21,8 процента налогоплательщиков применяют именно ЕНВД.

— Вопрос отмены единого налога на вмененный доход достаточно важный и серьезный, чтобы не оставить его без внимания, — говорит уполномоченный по защите прав предпринимателей Новосибирской области Николай Мамулат. — К нам все время поступают обращения по этому поводу. Думаю, результатом нашего обсуждения должно стать обращение к уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борису Титову.

Будем платить «по-взрослому»

Как правило, «вмененку» выбирает мелкий и реже — средний бизнес. Пользоваться этой системой налогообложения имеют право те, кто занимается торговлей, общественным питанием, рекламисты, мелкие автоперевозчики, владельцы парковок, СТО, небольших гостиниц и так далее. Для каждого вида деятельности государство устанавливает размер доходной базы, с которой берется налог. К примеру, в 2019 году для лиц, оказывающих ветеринарные услуги, он составляет 7 500 рублей в месяц, а для тех, кто занимается ремонтом, техобслуживанием и мойкой автомобилей, — 12 тысяч. Налоговая ставка по ЕНВД — 15 процентов, причем налог можно уменьшить на сумму страховых взносов, которые предприниматель платит в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и ФОМС за себя и за своих работников, если они, конечно, есть.

Отмену ЕНВД на федеральном уровне обсуждают уже довольно давно. Ее планировали осуществить в начале 2018 года, потом дату перенесли. И вот решение принято: в январе 2021 года с «вмененкой» придется распрощаться. Позиция Федеральной налоговой службы по данному вопросу понятна: мелкий бизнес вышел из тени, легализовался, оперился, и теперь пришла пора платить «по-взрослому». Тем более что порой единый налог на вмененный доход платили крупные компании с выручкой в сотни миллионов, а то и в миллиарды рублей. Еще одной причиной отмены ЕНВД стала цифровизация. Как известно, сегодня практически все предприниматели, и мелкие в том числе, обязаны использовать онлайн-кассы, так что о каждой проведенной операции тут же становится известно в налоговых органах.

Патент или «упрощенка»?

— В Новосибирской области сегодня 43 тысячи 902 налогоплательщика применяют ЕНВД. Большая часть из них, или 81,2 процента, это индивидуальные предприниматели, остальные — организации, — говорит Галина Печенкина, начальник отдела налогообложения юридических лиц регионального УФНС. — Всем им придется выбирать, на какую систему налогообложения перейти. Это может быть либо патент, либо упрощенная система налогообложения. Мы не можем пока сказать, к чему приведет отмена налога на вмененный доход, поскольку не знаем реальных доходов индивидуальных предпринимателей. Можно сказать только по организациям, но и тут ситуация неоднозначная. Некоторым из них будет выгодно перейти на «упрощенку», другим — нет.

Как уже было сказано, вместо ЕНВД предпринимателям предлагают перейти на упрощенную систему налогообложения либо приобрести патент. Но у той же патентной системы есть ограничения: выручка не должна превышать 60 миллионов рублей в год, а число работающих в компании не может быть больше 15 человек. К тому же патентную систему налогообложения не имеют права применять организации. Упрощенная система налогообложения тоже не так проста, она требует ведения бухгалтерской отчетности, а значит, предпринимателю придется нанимать бухгалтера, платить ему зарплату — как ни крути, а расходы. Эксперты также отмечают, что «упрощенка» для налогоплательщика более затратна. Кроме того, для УСН установлен лимит по выручке — 150 миллионов рублей.

Есть еще один важный момент. Как известно, поступления от ЕНВД идут в местные бюджеты. Если налог отменят, как это отразится на них?

— Поскольку последние пять лет тема отмены ЕНВД широко обсуждалась, у предпринимателей было время определиться и выбрать, какой системой налогообложения воспользоваться, — отмечает Галина Николаева, начальник отдела прогнозирования доходов и налоговой политики министерства финансов Новосибирской области. — В 2020 году мы будем проводить для индивидуальных предпринимателей ряд мероприятий, связанных с переходом на другую систему. Кроме того, мы ждем от бизнеса обращений по поводу снижения ставок по «упрощенке» и стоимости патентов. Когда такие обращения поступят, будем обсуждать эти вопросы. Мы должны понимать, что произойдет, если, допустим, процент по «упрощенке» будет снижен, какой это даст экономический эффект. При этом мы должны учитывать не только интересы предпринимателей, но и всех жителей региона.

КОММЕНТАРИИ

Ирина ДИДЕНКО, заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Законодательного собрания Новосибирской области:
— Я бы хотела отметить, что в ближайшее время бюджетный комитет Законодательного собрания Новосибирской области совместно с министерством финансов региона будет изучать вопрос отмены единого налога на вмененный доход. Но уже сейчас можно сказать, что, по-видимому, потребуется произвести корректировку межбюджетных взаимоотношений. Пока что эти вопросы мы с минфином не обсуждали, но, безусловно, они возникнут, так как единый налог на вмененный доход поступает в бюджеты местных уровней и есть мнение, что при переходе на другие системы налогообложения местные бюджеты много потеряют в своих доходах. Мы будем выходить к региональному минфину и налоговым органам с просьбой сделать оценку, сколько денег потеряют местные бюджеты при отмене ЕНВД, с тем чтобы впоследствии эти бюджеты скорректировать — возможно, компенсировать им выпадающие доходы для обеспечения их расходной базы.

Маргарита СЕНЬКЕВИЧ, председатель Новосибирского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»:
— В «Деловой России» нет единого мнения по поводу того, надо или не надо отменять единый налог на вмененный доход. Представители крупного бизнеса, скорее, за отмену ЕНВД. Они считают, что эта система налогообложения ставит мелкий и средний бизнес в привилегированное положение по сравнению с крупными компаниями, а отмена ЕНВД выравняет ситуацию и поставит всех в равные условия. Но есть ряд моментов, на которые стоило бы обратить внимание. Возьмем торговлю, многие ИП как раз ею и занимаются. Входная цена товаров зависит от размера партии и для мелких и крупных предпринимателей порой отличается на 30–35 процентов. Так что условия изначально неравные — мелкому бизнесу труднее. А отмена ЕНВД, по сути, приведет к ужесточению налогового бремени. Поэтому сейчас уже звучат мнения, что ЕНВД необходимо сохранить, по крайней мере в некоторых регионах страны, например на Дальнем Востоке или в районах Крайнего Севера.

Наталия КОШЕЛЕВА, вице-президент Ассоциации малоформатной торговли:
— К нам постоянно обращаются предприниматели, а особенно часто владельцы аптек. По сути, они являются мелкими представителями розничной торговли. Мы произвели свои расчеты, и получилось, что если, уплачивая единый налог на вмененный доход, аптека в год отдавала 80 тысяч рублей, то при переходе на упрощенную систему налогообложения налоговая нагрузка для этого предприятия возрастет в восемь раз. Понятно, что, когда ЕНВД отменят, многих местных аптек мы просто недосчитаемся. Это значит, что многие люди останутся без работы. Поэтому мы уверены, что сегодня надо говорить о смягчении других налоговых режимов. Например, снизить ставку по «упрощенке» с 6 до 1 процента. В таком случае та же аптека, о которой я говорю, в год будет платить не 80 тысяч рублей, а 130 тысяч, то есть налоговое бремя вырастет в 1,6 раза, что тоже немало, но все-таки не в восемь раз. Тем более что некоторые регионы России, например Челябинская область или Хакасия, уже выступили с подобными инициативами.