USD 102.5761 EUR 107.4252
 

«Почему мы не говорим о политике»

Артем ШЕРШНЕВ
Здания телекомпании возвышаются над Ханчжоу, столицей провинции Чжэцзян. Фото Артема ШЕРШНЕВА
Здания телекомпании возвышаются над Ханчжоу, столицей провинции Чжэцзян. Фото Артема ШЕРШНЕВА

В составе делегации российских журналистов редактор портала VN.ru Артем Шершнев побывал в китайской провинции Чжэцзян и посмотрел, как работает региональное телевидение Китая. Нашего журналиста, более 15 лет трудившегося на местных и федеральных телеканалах в Сибири, удивила технология производства новостей в КНР, а главное — подход к формированию новостных выпусков.

Провинциальная телекомпания, входящая в состав Чжэцзянской радиотелевизионной группы, расположена в двух 25-этажных башнях в столице провинции — городе Ханчжоу. Передачи телекомпании могут смотреть все 60 миллионов жителей провинции, как в эфирном варианте, так и через Интернет. Доступны программы и всем жителям Китайской Народной Республики — в кабельных сетях. По данным руководства телекомпании, она занимает пятое место в рейтинге китайских телевещателей.

Репортера ноги кормят

В редакции программы новостей, выпуски которых выходят в эфир несколько раз в день, утром практически нет сотрудников, хотя над созданием передачи работает около 100 человек. На стене большая электронная карта города, на которой точками отмечено положение корреспондентов. Периодически редактор выходит на видеосвязь с коллегами.

Фото Артема ШЕРШНЕВА

На интерактивной карте можно увидеть, где в данный момент находится каждый репортер. Фото Артема ШЕРШНЕВА

Журналист Ли Сюн — один из тех, кого нам удалось застать перед компьютером. Он 12 лет работает в новостной редакции и большую часть времени провел вне ее стен. Китайский коллега рассказал, что основной принцип работы в эпоху умных гаджетов и скоростного Интернета остается таким же, как и много лет назад. В поисках новостей репортеры прочесывают городские улицы. Предметом интересного материала может быть даже самая небольшая деталь: упавшее дерево, которое перегородило дорогу транспорту, необычный уличный музыкант, гимнасты в парке.

— Людям интересно, что происходит рядом с ними. То, что они не могут увидеть своими глазами в нашем огромном городе. И в этом случае мы становимся их глазами и ушами. У меня есть мощный смартфон, с помощью которого я могу снять что-то любопытное и тут же передать в редакцию, а при необходимости немедленно выйти в прямой эфир, — объяснил Ли Сюн.

Фото Артема ШЕРШНЕВА

Телекомпания приглашает на работу лучших выпускников факультетов журналистики со всей страны. Фото Артема ШЕРШНЕВА

Некоторые корреспонденты вообще появляются в редакции только на планерках, а остальное время проводят «в поле». Безусловно, в компании есть традиционные съемочные группы с профессиональными операторами и осветителями, но здесь ценится оперативность, которую порой нельзя достичь привычными методами.

Кроме того, китайский журналист в большом медиахолдинге — это «универсальный солдат». Какие-то его материалы покажут по телевизору, что-то редактор определяет только для интернет-вещания, которое, кстати, отличается от «большого эфира». А после выхода в прямой телевизионный эфир корреспондент может тут же начать готовить материал для радио на ту же тему.

Для российского журналиста такая многоплановость задач выглядит слегка непривычно, учитывая, что по редакционным нормам корреспондент должен в день осветить три темы. Но трудолюбивые китайцы не видят в такой нагрузке ничего необычного. Есть ли какие-то ограничения на тематику материалов, которые Ли передает в эфир, спрашиваем мы у коллеги. Какое-то время он не может нас понять, потом с удивлением спрашивает в ответ: а какие могут быть ограничения на городские новости?

«Мы как справедливый судья»

Российский зритель привык к тому, что в выпусках теленовостей много времени уделяется зарубежной и федеральной повестке и что даже региональные телеканалы любят рассуждать о политике в масштабах страны и в больших количествах показывать деятельность различных местных властных структур.

Тем удивительнее было узнать, что местное телевидение Китая выделяет на эти темы совсем мало эфирного времени.

— Если чиновники нормально делают свою работу, это же рутина, зачем о ней рассказывать? — объяснила специалист по внешним коммуникациям телекомпании Чжэцзяна Си Ай Джун. — Люди видят результат. Мы не скрываем информацию, если какой-то чиновник оказался нечист на руку. Но в последние годы таких случаев не было. Мы государственное телевидение, поэтому не говорим о политике. Наша задача донести до людей действительно важную и полезную информацию. Мы, как справедливый судья, действуем только на основе фактов из жизни, которые нас окружают.

Фото Артема ШЕРШНЕВА

В ньюсруме телекомпании немноголюдно. Журналисты большую часть времени проводят на задании. Фото Артема ШЕРШНЕВА

Для россиян, привыкших воспринимать телевидение как орудие пропаганды, звучит непривычно. Причем все несколько тысяч телестанций в КНР принадлежат государству, а основная задача, официально сформулированная на партийном уровне, — «вести агитацию в пользу политики государства и удовлетворять требования телезрителей к информации и развлечениям».

Но баланс между развлечениями, информацией и официальными новостями выдержан четко. Линию партии представляет главный канал КНР CCTV. Провинциальные вещатели занимаются местной тематикой.

Очень важная составляющая формирования новостной повестки — обратная связь со зрителем. И если региональные и городские российские телестанции в основном используют письма и звонки в редакцию как повод для создания журналистского материала, то в Китае представители аудитории зачастую сами становится полноправными авторами материалов. Секрет прост: за фото, видео и текстовые новости зрителям платят неплохой гонорар.

Фото Артема ШЕРШНЕВА

Из этой студии несколько раз в день выходят выпуски новостей, которые можно смотреть на всей территории КНР. Фото Артема ШЕРШНЕВА

Например, пока мы осматривали технический телекомплекс, персонал обсуждал, как на днях бдительному горожанину удалось снять ролик про первый цветок лотоса, распустившийся на озере в пригороде Ханчжоу. За это он получил 4 тысячи юаней, что соответствует примерно 36 тысячам рублей.

Зарплаты рядовых сотрудников тоже несравнимы с окладами российских телевизионщиков. Точных цифр нам не назвали, но сказали, что уровень сопоставим с окладами менеджеров мирового гиганта интернет-торговли Alibaba Group, владеющего в том числе площадкой AliExpress. Это позволяет привлекать в телекомпанию лучших выпускников факультетов журналистики со всей страны.

Откуда деньги?

Государственная телекомпания, в отличие от российских вещателей, получающих многомиллиардные дотации из госбюджета, основную часть денег зарабатывает сама. В прошлом году прибыль составила около миллиарда долларов. Это и доходы от рекламы, которая, кстати, присутствует даже в детских передачах, правда тематика ее жестко регламентирована; и поступления от продажи лицензий на производство различных шоу и развлекательных передач зарубежным вещателям. Если раньше развлекательное вещание в Чжэцзяне представляло собой кальку с западных шоу, то теперь программы производства Чжэцзянской радиотелевизионной группы закупают десятки ведущих стран мира.

Фото Артема ШЕРШНЕВА

В аппаратно-студийных блоках установлено самое современное оборудовние. Его меняют по мере выхода технических новинок. Фото Артема ШЕРШНЕВА

В свободной экономической зоне, которая формируется в пригороде Ханчжоу, построен мощный производственный комплекс для съемок полнометражных фильмов и различных телешоу. Его площадь — 800 гектаров, главное здание взмыло на высоту 42 этажей. Инвестиции в создание производственной базы составили около 3 миллиардов долларов. Недавно там побывала делегация представителей киноиндустрии США. И по словам госпожи Си Ай Джун, голливудские продюсеры настолько впечатлились увиденным, что назвали комплекс «восточным Голливудом».

Конечно, за полдня невозможно вникнуть во все тонкости китайского телевидения. Государственная телепропаганда строится на рассказе о реальных успехах страны, а не на страшилках из внешнего мира, которыми так увлекаются некоторые мэтры российского телевидения.

Что любопытно, в Китае нет специального закона о СМИ, аналогичного российскому. Деятельность средств массовой информации не нуждается в законодательном регулировании, а определяется партийными и ведомственными инструкциями. И как нам показалось, этого вполне достаточно, чтобы предложить зрителям качественный продукт.