USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Пассажир? Значит, инвестор

Эльвира НОВИКОВА

Через неделю, с 8 декабря 2019 года, в Новосибирске поднимут стоимость проезда в пассажирском транспорте. Предложение мэрии утвердил областной департамент по тарифам. Это совместная с перевозчиками инициатива — МКП «Горэлектротранспорт» и МУП «Новосибирский метрополитен». Повышение коснется всех видов транспорта: цена одной поездки в горэлектротранспорте составит 23 рубля, в муниципальном автобусе — 24 рубля, в метрополитене — 25 рублей. Как объясняет департамент, подорожание произошло из-за того, что в стоимость проезда включили «инвестиционную составляющую». Еще один фактор такого решения — «существенное удорожание стоимости дизельного топлива и ремонтных работ автобусов».

Напомним, что последний раз цены за проезд в общественном транспорте столицы Сибири повышались 1 декабря прошлого года. Уже год новосибирцы ездят, заплатив за одну поездку в трамвае и троллейбусе 21 рубль, в метро и автобусе — 22 рубля. В принципе, жители города уже привыкли к тому, что цена на проезд в пассажирском транспорте время от времени поднимается. Тому есть объективные причины. Стоимость проезда в Новосибирске — одна из самых невысоких по стране.

Неожиданно как-то, да? Мы привыкли, что повышение обсуждается заранее в публичном пространстве с участием депутатов всех уровней. Например, в 2018 году Транспортный союз Сибири, который объединяет перевозчиков Сибирского федерального округа, обратился с открытым письмом к губернатору Новосибирской области, мэру Новосибирска, депутатам Заксобрания и горсовета. В письме говорилось о том, что цены на билеты в общественном транспорте не менялись с 2015 года, а дизтопливо за этот период подорожало на 30%, бензин на 40%, масло выросло в цене еще выше. В итоге себестоимость каждой поездки стала больше, чем цена билета. Износ автопарка достиг 80 процентов. Транспортным компаниям грозило банкротство.

Помнится, при рассмотрении этого вопроса год назад депутаты строго спрашивали перевозчиков о том, почему они показывают низкую среднюю зарплату водителей, тем самым скрывая доходы. Областной департамент по тарифам тогда настоятельно рекомендовал «выйти из тени».

Руководитель департамента по тарифам Новосибирской области Гарей Асмодьяров сообщил, что в обосновании необходимости повышения тарифов мэрия Новосибирска заявила несколько аргументов: нужно заменить и отремонтировать в городе более 50 км трамвайных путей. Для метрополитена необходимо покупать новые вагоны, постепенно заменяя старые, подорожали ремонтные работы для автопарка и выросла цена на дизельное топливо. Обоснования проверены, проанализированы и приняты.

Совсем недавно «Советская Сибирь» исследовала этот рынок, вооружась данными Новосибирскстата, и выяснила, что цена на дизтопливо выросла и сравнялась с ценой на дорогую марку бензина, однако она остается относительно стабильной (плюс 0,2 % в августе — сентябре). По информации Ассоциации независимых нефтетрейдеров, «действует соглашение между нефтяными компаниями и правительством об установлении индикативных цен». Но это самый последний, как мы видим, не основной козырь в пользу повышения.

Про метро. Вагоны надо обновлять. Это вопрос безопасности. Даже в богатых европейских странах и в США, где средние доходы населения в десятки раз выше, метро является, увы, дотационным общественным транспортом. Метро, как правило, дотируется из бюджета, то есть за счет налогоплательщиков. Нам предлагают инвестировать в общественный транспорт. То есть не всем налогоплательщикам, а только тем, кто пользуется общественным транспортом. Допустим, за полгода метрополитен продал больше 40  миллионов поездок. Это более 880 млн рублей. С повышением эта сумма вырастет до миллиарда, то есть 120 миллионов сверху. Средняя стоимость новенького вагона — 86 миллионов. Меньше двух вагонов в год. Чтобы заменить весь подвижной состав, а это 104 вагона, понадобится около 9 млрд рублей и несколько лет. Региональное правительство выразило готовность принять участие в модернизации общественного транспорта, так что надежда не только на капельные инвест­взносы пассажиров.      

Но тут ведь какое дело... траты для многих из нас, пассажиров, возрастут больше чем на 2 рубля. Ведь у людей, живущих на одном конце города, а работающих в другом, поездка сложно строится. В городе сократили многие маршруты автобусов. Можно доехать до метро. А вот чтобы совершить поездку от Затулинки до Родников, нужно сделать несколько пересадок. В итоге получается плюс 4  рубля в одну сторону.

Правда, с 2018 года муниципалитет ввел единую транспортную карту онлайн. Она дает право воспользоваться скидкой на вторую поездку при условии, если она совершается в течение часа после оплаты первой поездки. Скидка с автобуса на метро или наоборот — 50%. С автобуса на другой автобус или трамвай, троллейбус — скидка 100%. Но чиновники ездят на автомобилях, поэтому не знают, что один час — маловато. Жительница Новосибирска Оксана СМИРНОВА сетует: «Доехать утром из Первомайского района за час до метро не всегда возможно. Из-за пробок зачастую поездка на автобусе длится более часа!»

Новосибирцы недовольны состоянием автобусов и трамваев. Практически все вагоны очень старые. Татьяна ПЕТРОВА возмущается: «Трамвай приходится ждать на остановке по 20–30 минут, и это в мороз! Автобусы ходят по-разному, но в салонах грязь, через мутные окна мало что видно. Какое терпение нужно иметь, чтобы ездить на таком общественном транспорте! Неудивительно, что многие переезжают в города с более теплым климатом, а те, которые остаются, ездят на машинах». Растет парк личного автотранспорта, растут и пробки, все чаще достигая максимальных 10 баллов.

Безусловно, совершенствовать работу общественного транспорта нужно — безграничное поле деятельности, потому что плохо у него все, очень плохо. Насколько спасительными для него окажутся двухрублевые инвестиции, покажет время. Предлагаем вместе следить за тем, как будут работать наши с вами 2 рубля, сколько будет покупаться новеньких автобусов, трамваев, вагонов метро. Вот хотя бы в следующем году.