Электрическое чудо
Новосибирский трамвай отметил знаковую дату: 26 ноября исполнилось 85 лет с того момента, как горожане впервые отправились в путь по трамвайным рельсам.
К празднику МКП «Горэлектротранспорт» открыло реконструированный музей и сообщило о своих планах по закупке вагонов-челноков.
Сегодня в Музее горэлектротранспорта рядом со старыми фотографиями и документами можно увидеть инструменты, модели трамваев и троллейбусов, а также кассы. В них пассажиры могли бросить три копейки и при этом вытянуть столько билетов, сколько позволит воспитание. А еще в экспозиции есть вроде бы обыкновенный кирпич. Но лежит он на почетном месте: дело в том, что первые вагоны зимой не отапливались, и такие вот кирпичи приходилось нагревать на костре, чтобы установить в ногах у вагоновожатых в качестве импровизированного обогревателя, «мощности» которого хватало ровно на одну поездку.
По официальным данным, трамвайное движение в Новосибирске запустили только в 1934 году, на участке «вокзал — Ипподромская площадь — центр». Участок трамвайного пути протяженностью 4,2 км открыли 26 ноября 1934 года. При этом первый проект в Новониколаевске разработали еще двадцать лет назад, в 1915 году. Согласно планам, предполагалось строительство шести верст трамвайных путей, в том числе четыре версты одиночного пути и две — двойного, непосредственно от Новониколаевского вокзала через центр города и базар до вокзала Алтайской железной дороги.
Документ отправили на утверждение в Томское губернское управление. Но, к сожалению, губернатор Владимир Дудинский счел проект «сомнительным и дерзким», составленным «с недостаточной осмотрительностью к интересам города». Более развернуто свое мнение на этот счет губернатор озвучил в докладной записке в Министерство внутренних дел. И конечно, после этого проект пришлось свернуть. Только после Гражданской войны идею с развитием трамвайного движения все-таки удалось запустить.
Вагоны, которые пришли в Новосибирск с Мытищинского завода первыми, были… фанерными. А пассажирам приходилось самим открывать и закрывать за собой двери.
По словам директора музея Людмилы Чурсиной, которая проработала в этой должности с 2001 по 2019 год, есть в музее и «рельсы будущего», которые сейчас используются на улицах Титова, Петухова и Серебренниковской. Особенность их в том, что эти рельсы с длинными пролетами, а стыки между ними практически не чувствуются. Это и позволяет увеличить скорость движения.
К 1975 году протяженность трамвайных путей выросла до 181,19 км. Ежедневно на линию выходило 470 единиц подвижного состава. Вагоны постепенно полностью заменили на более современные. Конечно, когда в восьмидесятых годах наметилось метро, трамвай постепенно стал сдавать свои позиции: закрылись линии Красного проспекта, Гоголя, Кошурникова, Октябрьского моста. Но сегодня протяженность трамвайных путей все равно составляет 147,5 км одиночного пути. А в парке 139 трамвайных вагонов, которые обслуживают 11 маршрутов.