USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Равнодушие страшнее мороза?

Ася МАЛЮТИНА

Новосибирск уже пережил атаку первых холодов. Есть и первые жертвы: на прошлой неделе, не выдержав суровой сибирской зимы, трагически погиб от переохлаждения бывший преподаватель НГУ Олег Слюдкин, «дух вуза», любимец многих поколений студентов и вдохновитель научной молодежи. Эта печальная история заставила многих задуматься о том, как не допустить подобной трагедии в будущем.

Бывший преподаватель факультета естественных наук Новосибирского государственного университета Олег Слюдкин погиб, проведя ночь на льду Обского водохранилища. Накануне 74-летний мужчина вышел на прогулку вместе с супругой, однако отстал от нее по пути и потерялся. Последнее время пожилой человек страдал провалами в памяти — он терялся незадолго до этого инцидента. И вот ситуация повторилась. К поискам быстро подключились волонтеры, однако оперативно обнаружить его местонахождение не смогли. Олега Слюдкина нашли утром следующего дня на льду Обского водохранилища, недалеко от острова Тань-Вань. Добровольцы поискового отряда, обнаружившие его, говорят, что мужчина был еще жив. Его доставили в реанимацию больницы в Бердске, но спасти не смогли — последствия переохлаждения оказались роковыми.

Очевидно, что трагедии можно было избежать: человек пропал в городе, среди многолюдной толпы; чтобы добраться до берега моря, ему потребовался не один час. А значит, все это время он шел мимо людей, которые не замечали, что ему нужна помощь, спешили по своим делам, не задумываясь, тепло ли пожилому мужчине, одетому в легкую курточку в тридцатиградусный мороз. Если бы нашелся хоть один неравнодушный человек, узнавший, не холодно ли пенсионеру бродить по улицам одетым не по погоде, скорее всего, трагедии удалось бы избежать. Но такого, увы, не нашлось. Действительно, не каждый готов обращать внимание на людей, что ежедневно проходят мимо нас. Между тем добровольцы поискового отряда «Лиза Алерт», занимающиеся поисками таких вот пропавших стариков, регулярно призывают горожан быть внимательными к окружающим.

— Любой человек на улице, одетый явно не по погоде, привлекает внимание. Если это ребенок, который не быстро бежит, чтобы найти место, где согреться, а задумчиво бредет, — это уже повод остановить его и спросить: «В чем дело? Нужна ли помощь?» Найти теплое место, завести его туда, вызвать (при необходимости) скорую и полицию, — говорит Алеся ЯБЛОНСКИХ, руководитель новосибирского отряда «Лиза Алерт». — То же самое старики. Спросите их, какой сегодня день, какой город, сколько времени. Если не получите внятных ответов на эти вопросы, также найдите теплое место и вызовите скорую и полицию. Вообще же любой человек, который лежит на полу, земле, скамейке при температуре ниже нуля (особенно минус 20 и ниже), нуждается в помощи, даже если он не потерялся. Сколько случаев, когда имеет место ситуация: выпил — сел на скамейку — уснул — замерз — умер. Проходя мимо неподвижного человека на лавке остановки, большинство даже не обратят на него внимания. Те немногие, кто обратит, вряд ли подойдут и окликнут его, ведь, скорее всего, в этом месте сегодня они пройдут всего раз. Однако, если вы видели пост о том, что похожий на сидящего человек пропал, уже куда больше шанс, что потерявший сознание не замерзнет посреди множества людей, а будет замечен и спасен.

04819-05.jpg

Фото с личной страницы Олега Слюдкина в соцсети «ВКонтакте»

Алеся рекомендует звонить в службы спасения по номеру 112 и в ожидании помощи не сидеть без дела, принимать срочные меры по отогреву замерзающего человека. Волонтеров поисковых отрядов учат этому на специальных курсах, которые в действительности будут полезными для любого человека.

— В первую очередь нужно постараться занести человека в тепло. Если это невозможно, то надо его чем-то укутать многослойно, — рассказывает Ольга ЗОЛКИНА, инструктор по первой помощи АНО ДО СПН «Первая помощь». — Обмороженные участки тела тоже укутать шарфом или подручными средствами (вплоть до газет и пр). Руки можно засунуть в карманы, подмышки. Укрыть от ветра по возможности — он усиливает охлаждение. Если есть возможность, подложите под пострадавшего что-то, например, гофрокартон.

Кстати, главный врач станции скорой медицинской помощи Новосибирской области Ирина БОЛЬШАКОВА отмечает, что первые морозы прошли для горожан практически без последствий. «Было несколько обращений — один-два в день, не больше, — говорит она. — Чаще всего это обморожение стоп, кистей. Серьезных случаев, когда, например, человек замерзает насмерть, не было — их в принципе не было в последние годы. Правда, если человек уже замерз и помочь ему нельзя, вызывают не нас, а полицию — у них могут быть более точные данные о том, были ли такие случаи».

Действительно, трагедий, когда люди замерзали насмерть, в Новосибирской области немного. Так, в феврале прошлого года замерзший мужчина был обнаружен у школы в поселке Чик. А в декабре 2018 года замерз мужчина, выпивавший с приятелем в лесном домике. Друзья повздорили, и один выгнал другого на мороз, запер дверь и уснул. Будучи в состоянии алкогольного опьянения, его оппонент не смог вернуться в помещение и замерз.

В основном все случаи, когда люди погибают от холода, так или иначе связаны с беспомощным состоянием погибших. Если раньше была надежда, что перебравшего с алкоголем несчастного, не дошедшего морозной ночью до дома, отвезут в вытрезвитель, то теперь с закрытием этих учреждений опасность замерзнуть в сугробе резко возрастает. Правда, власти вновь заговорили о необходимости вернуть систему вытрезвителей. Ну а пока это только планы, на помощь таким людям спешит специальный автобус «Сотвори милость» от епархиального комплексного центра для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. У этого автобуса нет четкого маршрута и графика, но в любую ночь, когда столбик термометра близится к —20 °С, он выходит на рейд.

— Обычно заезжаем на речной вокзал, на автовокзал, на железнодорожный вокзал. Там ставим автобус: кто знает о нас, приходит, — рассказывает Елена ТАРСМИНА, медицинский работник социального центра. — У нас в салоне горячий суп, чай, печенье, пряники. Оказываем и первую медицинскую помощь: при обморожениях делаем перевязки. Сколько за ночь к нам приходит? По-разному, иногда 5-6 человек, иногда больше. Кто-то ест, греется и уходит, кто-то остается и решает социализироваться в обществе, тех увозим с собой в центр, всего через него за год прошло 1000 человек. Это не всегда бомжи. Бывает, сумочку утащили, а там все документы. Бывает, выпил человек в незнакомой компании, а его ограбили, и стоит он в чем был на морозе, нас ждет. Мы никому не отказываем: даже если у нас места нет, везем в другой центр.

Елена Петровна признается, что в ее практике не было случая, чтобы волонтеры сами заметили замерзающего в снегу человека,— их контингент уже знает, что может рассчитывать на «добрый автобус», и ждет его приезда. Но женщина рассказала, что ее дочь раздавала визитки центра компании людей без определенного места жительства — чтобы знали, куда обращаться, когда некуда идти. И это тоже вариант помощи: если не готов сам помочь замерзающему, хотя бы направь его к тем, кто поможет. Главное, не проходи равнодушно мимо. Иначе как потом жить, зная, что от твоего безразличия погиб человек?