USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Трудности «мусорной» реформы

Светлана ФРОЛОВА
Фото из архива ИД «Советская Сибирь»
Фото из архива ИД «Советская Сибирь»

Региональный парламент недоволен работой системы по вывозу бытовых отходов

Председатель Заксобрания Андрей Шимкив потребовал назвать сроки строительства мусоросортировочных заводов в рамках концессионного соглашения с компанией «Экология-Новосибирск».

Жаркая дискуссия развернулась на заседании профильного комитета Законодательного собрания Новосибирской области. Спикер высказался резко:

— Хватит нас баснями кормить, ответьте что-нибудь! Когда будет строительство?

Как отметили депутаты, пока наблюдается следующая картина: мусор собирается, вывозится, отдельно разбирается и складируется. При этом цены на вывоз растут. Но населению от этого легче не становится.

На комитете прозвучали доклады регоператора, министра ЖКХ Новосибирской области и общественников о промежуточных итогах «мусорной» реформы. Например, глава Новосибирской лиги объединений домовладельцев Галина Немчинова заявила депутатам, что новосибирцы недовольны тарифами и нормативами на вывоз. По ее словам, не ясно, почему горожане должны доплачивать из своего кармана за вывоз мусора из отдаленных сел региона, при этом обещанных мусоросортировочных заводов и полигонов как не было, так и нет.

Гендиректор регионального оператора ООО «Экология-Новосибирск» Лариса Анисимова признала, что нарекания от населения есть. Поступают обращения и по другому поводу: больше 12 тысяч новосибирцев в августе и еще 2,5 тысячи человек в сентябре 2019 года потребовали от регионального оператора перерасчета начисленных платежей в связи с отпуском или отдыхом на даче.

— Часть обращений жителей касается и содержания в чистоте контейнерных площадок, — сообщила Лариса Анисимова. — Для решения этой проблемы необходимо улучшить взаимодействие регоператора с управляющими компаниями, которые и должны содержать площадки в чистоте.

По ее словам, много проблем и в организационной сфере. Например, у регионального оператора нет системной информации о частном секторе.

— Это не позволяет нам корректно начислять и собирать платежи за услугу, — объяснила Лариса Анисимова.

А еще в состав тарифа на вывоз мусора не включены расходы регоператора на покупку контейнеров.

Только все это не связано со строительством мусоросортировочных заводов. На конкретный вопрос, когда они появятся, руководитель компании-регоператора ответила:

— Мы рассматриваем возможность строительства одного полигона в Верх-Туле и двух мусоросортировочных комплексов.

Однако мы знаем, что до сих пор есть нерешенные вопросы по концессионному соглашению между правительством региона и регоператором. Министр ЖКХ Денис Архипов сообщил:

— Со дня на день получаем заключение ФАС и думаем дальше, что делать с концессионным соглашением.

Словом, до завода еще неблизко. После обсуждения тарифов и строительства завода закономерно перешли к теме сбора и вывоза мусора в сельской местности. «Свалки в селах как были, так и есть», — звучит с одной стороны. «Полигонов не хватает», — звучит с другой. Депутаты называют конкретные примеры из своих округов.

Руководитель областного департамента по тарифам Гарей Асмодьяров объяснил, что 80 процентов расходов в структуре тарифа связаны с транспортировкой отходов.

038-08-02.jpg

Спикер Заксобрания Андрей Шимкив обрушился с резкой критикой: «И это дурь — возить из района в район (ТБО. — Прим. ред.)! Представляете, что это такое? Сначала надо за 70 километров привезти в районный центр, затем за 70–80 километров — в другой район. Мы уже на языке мозоли натерли об этом говорить!»

— Надо честно сказать — в деревне никакой «мусорной» реформы нет, — заключил председатель Законодательного собрания Андрей Шимкив. — И это дурь — возить из района в район! Представляете, что это такое? Сначала надо за 70 километров привезти в районный центр, затем за 70—80 километров — в другой район. Мы уже на языке мозоли натерли об этом говорить! Два года ждем ответа. У нас подписана концессия, мы хотим получить ответ по тому, что подписано. А если прикрываться решением ФАС, мы все это понимаем и знаем, как это делается.

В итоге зампредседателя комитета и член рабочей группы по концессионному соглашению Вадим Агеенко предложил вынести отчет по реформе за 2019 год и планы на 2020 год уже на ноябрьскую сессию.

КОММЕНТАРИИ
Денис АРХИПОВ, министр ЖКХ и энергетики Новосибирской области:
— В Карасуке заканчиваем строительство полигона, он был начат еще до реформы. Еще ряд объектов выполняем. В Болотном планируется. Площадки временного накопления мусора строим. В сентябре будет закончена первая площадка. Эти площадки призваны изменить логистику и сократить транспортные расходы. Есть два предложения концессионных соглашений, которые сейчас согласуются в правительстве области. Это Тогучин и город Куйбышев. По Татарску тоже есть инвестпредложение, там решаем вопрос с оформлением земельного участка.

Евгений ПОКРОВСКИЙ, председатель комитета Законодательного собрания по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам:
— Сформированы временные места складирования мусора, но затем все должно быть перевезено в Черепаново. При этом глава говорит, что ни одной машины в Черепаново не ушло, весь мусор сжигался здесь. ГЛОНАСС — хорошо, но я бы хотел, чтобы контроль за вывозом мусора осуществлялся вместе с руководством района.

Илья ПОЛЯКОВ, депутат Законодательного собрания Новосибирской области:
— Ситуация, может, и меняется. Но вот в селе Завьялово как валили мусор, так и продолжают это делать. Знаю еще несколько таких деревень. Программа и закон предусматривают другой формат работы с отходами — строительство заводов, полигонов. На сегодня не просто ничего не происходит, но даже непонятно, когда будет происходить. За какие деньги будут строиться эти заводы. Как это будет включено в тариф. Люди видят, что платят больше при том же качестве оказания услуги. Свалки как были, так и есть. Не видел, чтоб хотя бы одну свалку ликвидировали.

СПРАВКА
Концессионное соглашение между властями Новосибирской области и «Экологией-Новосибирск» заключено в 2016 году. Концессионер взял на себя обязательства построить в регионе два крупных мусоросортировочных комплекса с полигонами за 6,5 миллиарда рублей.