Как построить мегаполис «в чистом поле»
Мы побывали в точке на карте Поднебесной, где к 2030 году на 415 квадратных километрах будет жить и работать 2,6 миллиона человек
В аэропорту Чжэнчжоу, столицы китайской провинции Хэнань, группу российских журналистов встречает русскоговорящий гид Володя. Через несколько лет в этом городе будет реализован дерзкий проект по созданию так называемой экономической зоны аэропорта. Мы продолжаем рассказывать о путешествии репортеров газеты «Советская Сибирь» и сайта VN.ru в Китайскую Народную Республику. Поездка состоялась благодаря нашему совместному проекту с Генеральным консульством КНР в Екатеринбурге.
Дороги города будущего
Место, где должен появиться «новый Чжэнчжоу», расположено около международного аэропорта и примерно в часе езды от центра города. Собственно, начиналось все с развития воздушной гавани. Чжэнчжоу — внутриконтинентальный город. И в условиях глобализации экономики строительство современного авиахаба было объявлено задачей первостепенной важности. Сегодня Чжэнчжоу уже стал городом международной авиалогистики. Без этого вряд ли бы была возможна успешная работа, например, компании Foxconn, которая открыла производство электроники для компании Apple (большинство смартфонов iPhone выпускают именно здесь) или десятков других высокотехнологичных компаний в сфере биотехнологий и авиастроения. Их привлекает сюда комфортный налоговый режим и наличие международного аэропорта, но Китай вынашивает более амбициозные планы.
Мы едем по отличному скоростному шоссе, которое проложено в пустынной местности. Там и тут его пересекают аналогичные дороги со свежей разметкой и даже работающими светофорами. Сюрреалистический эффект только усиливается, когда на пути начинают встречаться высотные жилые комплексы, каждый из которых состоит из нескольких зданий, тесно прижавшихся друг к другу. Они готовы, но не заселены. А вокруг них по-прежнему пустынный пейзаж, аккуратно нарезанный на большие квадраты лентами автодорог.
Фото Артема ШЕРШНЕВА
Оказывается, мы давно уже едем по территории будущей особой экономической зоны, а дома — это часть инфраструктуры. Что здесь будет еще? Подождите, улыбается гид, доедем до места назначения, там все пояснят компетентные люди. Забегая вперед, скажем: любое комплексное строительство в Поднебесной начинается с создания сети качественных автодорог, по которым перемещают грузы и спецтехнику. Не времянок, а тех, которыми потом будут пользоваться жители новых микрорайонов.
Это разумно с точки зрения как транспортной доступности новостроек, так и борьбы со строительной грязью. У каждого из нас дома есть перед глазами примеры, когда самосвалы со стройплощадок выезжают на дороги общего пользования, предварительно помесив колесами грязь на технологических проездах. В Чжэнчжоу, насколько нам удалось увидеть, даже по всему периметру ограждения зон строительства установлены распылители воды, чтобы пыль, поднятая техникой, не распространялась дальше на городскую территорию.
Громадье планов
Один из первых сданных объектов будущей экономической зоны аэропорта Чжэнчжоу — парк с озером и демонстрационный центр, где можно увидеть, что появится здесь через несколько лет. Поодаль виднеются несколько белоснежных высотных башен — там будут располагаться офисы. «Год назад тут было болото», — флегматично замечает Володя. Для него в таких темпах строительства нет ничего удивительного.
Фото Артема ШЕРШНЕВА
Мы пересаживаемся в электрокары. Это одна из примет «города будущего» — максимальная ориентация на экологию. Минимум транспортных средств, загрязняющих окружающую среду, максимум зелени, много искусственных водоемов и каналов, пересекающих 415 квадратных километров, на которых планируют строительство офисов, производственных корпусов, жилья и даже целого посольского квартала, где разместятся дипломатические представительства десятков стран.
К слову сказать, первое, что удивляет в Чжэнчжоу, равно как и в других крупных городах Китая, — транспорт на улицах. Ваш покорный слуга в первые минуты никак не мог понять, что же не так, что диссонирует с бесконечным потоком тысяч скутеров, мотоциклов и мотороллеров на улицах столицы провинции? А потом пришло осознание: тишина! Весь этот транспорт, так же как городские автобусы и многие личные автомобили, — на электроходу. Китай за последние годы очень сильно стимулирует переход на экологически чистый транспорт. Как результат, даже в Пекине мы не заметили никакого смога, о котором разве что легенды не складывают.
Администрация провинции Хэнань стимулирует население активнее переходить на экологически чистый транспорт. Электрический мотороллер в Чжэнчжоу имеет чуть не каждый житель. Фото Артема ШЕРШНЕВА
Макет «нового Чжэнчжоу» поражает не меньше, чем сами планы. На площадке размерами примерно 20 на 10 метров досконально воспроизведены в миниатюре все объекты, которые будут построены. Между футуристичными деловыми центрами размещены жилые высотки в окружении парков, районы малоэтажной застройки, промзона, занимающая отдельный квартал. Город пересекают линии скоростной железной дороги, которые свяжут его со всеми основными районами Китая.
Автора этих строк смутила «скученность» высотных домов: они смотрят практически окна в окна друг другу. Невольно напрашивается ассоциация с районами точечной застройки в России. Все дело в том, что жилье в Китае относительно дорогое. Не многие могут позволить себе купить собственную жилплощадь в начале карьеры. Большинство молодых и не очень специалистов будут снимать квартиры в этих домах. И отношение к жилью очень прагматичное: это место, где можно комфортно провести ночь, чтобы с утра снова пойти на работу. Зарабатывать деньги, работать на процветание страны (и это не метафора, об этом искренне говорили многие наши собеседники), чтобы затем приобрести квартиру с видом из окна по своему вкусу.
На этом месте в центре столицы провинции Хэнань еще совсем недавно был пустырь, теперь роскошное озеро и светящаяся в ночном небе башня символизируют стремление мегаполиса к развитию и опять-таки экологическую чистоту, которой здесь многое, если не все, стараются подчинить. Фото Артема ШЕРШНЕВА
По плану до 2030 года, когда будет закончено основное строительство (вдумайтесь в эти сроки!), на 415 квадратных километрах будет жить и работать 2,6 миллиона человек. За 15 лет с нуля, в чистом поле появится мегаполис с населением больше, чем в Новосибирске. Причем Китай, с одной стороны, делает ставку на привлечение сюда европейских компаний, а с другой — на сертификацию продукции, произведенной в «городе будущего», в странах Европейского союза. Все это укладывается, говорят нам, в рамки национальной инициативы «Один пояс — один путь» и идеи о социализме с китайскими особенностями, которую озвучил Председатель КНР Си Цзиньпин, чтобы «сыграть четыре карты хорошо». Речь идет о четырех основных направлениях развития Китая: реструктуризации и модернизации промышленности, содействии инновационному развитию, создании новых движущих сил роста и продвижении новой урбанизации.
Как и где будут размещаться перспективные производства и высокотехнологичные компании в новой экономической зоне, власть города демонстрирует на стенде. Фото Артема ШЕРШНЕВА
Неужели все это получится?
Честно сказать, скептически настроенный автор воспринял рассказы, ориентированные на зарубежных журналистов, отчасти как маниловщину. Ну, посудите сами, сроки кажутся не просто фантастическими, а невероятными. Но потом мы отправились непосредственно в Чжэнчжоу. Город, сверкающий огнями, стеклом современных офисных зданий, поражающий воображение продуманными, удобными для жизни и отдыха жилыми районами. Город, который называют колыбелью китайской цивилизации и история которого насчитывает около 3 600 лет, в 70-е годы прошлого века был застроен типовыми серыми пятиэтажками. Взрывное развитие началось уже в XXI веке. Кварталы старого жилья были снесены, и вместо них появилось великолепие, которое привлекает туристов и инвесторов. Одна маленькая деталь: наш гид Володя, словно стесняясь, нехотя говорит о местном метрополитене. Мол, разве это достижение? Первую из запланированных шести линий начали строить в 2009-м, открыли лишь в 2013 году. Вот только длина ее около 35 километров, вторая действующая линия растянулась на 27 километров. Третью, длиной 40 километров, запустили совсем недавно, в мае 2019 года. Общее число работающих станций подземки — 68. И это за 10 лет. Впрочем, это далеко не предел. Например, в 15-миллионном Чэнду, пятом городе Китая, строят около 40 станций метрополитена в год.
Почему Володя?
Возможно, читатель задавался этим вопросом. Конечно, у нашего гида есть китайское имя, он коренной житель КНР, несколько лет учился в одном из российских вузов, отсюда неплохое знание русского языка. У китайцев, что ведут деловое общение с россиянами, принято в знак уважения к собеседникам и партнерам брать себе на время русские имена. В путешествии по Китаю мы встречали Ваню, Юру, Сережу. Причем зачастую эти вторые имена никак не созвучны с настоящими. «Я против Трампа, а ваш лидер — наш общий друг» — так незатейливо объяснил свой выбор гид.
Сложно сказать, насколько вообще искренни рядовые горожане и китайские чиновники, когда говорят о любви к России. А они говорят об этом постоянно. Возможно, это просто жест гостеприимства. Но очевидно, что экономики наших стран связаны все теснее. И в глобальном мире это нельзя игнорировать.