Время жуликов
В Новосибирске поставили мюзикл о жизни в Америке 20-х годов
13 и 14 июня в Новосибирском музыкальном театре состоялась премьера мюзикла «Отпетые мошенники» по известным новеллам О. Генри о благородных жуликах. Люди, рожденные в СССР, посмотрев эту постановку, конечно же, вспомнят трехсерийный фильм «Трест, который лопнул». На премьеру спектакля в Новосибирск приехал композитор Максим Дунаевский, и обозревателю «Советской Сибири» удалось с ним поговорить.
«Отпетых мошенников» поставил режиссер Филипп Разенков, недавно получивший «Золотую маску» за спектакль «Римские каникулы». А пьесу по мотивам новелл О. Генри из сборника «Благородный жулик» написал драматург Константин Рубинский. К слову, американский писатель сам побывал в тюрьме, то есть был знаком с жуликами не понаслышке. История умалчивает, за дело посадили Портера (настоящая фамилия автора) или его кто-то попросту подставил, но, по одной из версий, своим псевдонимом литератор сделал как раз сокращенное название тюрьмы, в которой сидел.
Композитор Максим Дунаевский остался доволен премьерой. Фото Дарьи Жбановой, предоставлено пресс-службой Новосибирского музыкального театра
В сценической версии опять действуют незадачливые проходимцы Джефф Питерс и Энди Таккер. Сейчас их роли исполняют уже не Караченцов и Адомайтис, а Евгений Дудник и народный артист России Александр Выскрибенцев (второй состав — Александр Крюков и Роман Ромашов).
«Я чуть в обморок не упал…»
В мире, придуманном О. Генри и Рубинским, все обманывают всех. Святая невинность может в один миг обернуться матерым уголовником, полицейский — жуликом, невеста — «медвежатницей» (взломщицей сейфов). А бомж умоляет, чтобы его посадили в тюрьму, ведь там хотя бы кормят (даже неважно чем) и есть крыша над головой. На что страж порядка ему отвечает: «В Америке место в тюрьме еще нужно заслужить…»
Впрочем, только ли об Америке идет речь? Об этом мы спросили автора музыки к спектаклю. Посмотреть премьеру в Новосибирск приехал композитор Максим Дунаевский, которого многие знают по фильмам «Д’Артаньян и три мушкетера», «Карнавал», «Мэри Поппинс, до свидания» и, конечно, «Трест, который лопнул». В настоящее время более чем в ста театрах страны идут постановки, где звучит его музыка.
— Но есть всего лишь несколько театров, их можно пересчитать по пальцам одной руки, которые действительно делают продукт. Как в Америке говорят, лицензионный продукт, — замечает композитор. — В их числе Новосибирский музыкальный театр, один из основных российских музыкальных театров. Я не езжу на все свои премьеры, это невозможно, но в такие театры, как новосибирский, конечно же, приезжаю. И с удовольствием смотрю. Потому что знаю: это будет эталонный спектакль. Тем более он первый, это настоящая премьера.
Фото Дарьи Жбановой, предоставлено пресс-службой Новосибирского музыкального театра
По словам маэстро, он давно хотел как-то преобразить старый советский фильм.
— Он мне очень нравился и много раз повторялся по телевизору, — говорит Максим Дунаевский. — Но как-то театры не воспринимали эту идею. Может быть, не слышали, а может, не слушали. И вот год назад разговор с директором Новосибирского музыкального театра Леонидом Кипнисом закончился тем, что он сказал: «Мы попробуем». А месяц назад позвонил и... пригласил на премьеру. Я чуть в обморок не упал: «Как так? Вы ж даже меня не спросили!» — «А мы сами справились», — ответил он. Так что я сегодня в качестве зрителя буду тоже смотреть в первый раз.
— На ваш взгляд, Америка двадцатых годов похожа на современную Россию?
— Так в том-то и дело, что похожа. Потому что мы примерно настолько и отстаем от нее. Я десять лет прожил в Америке и знаю, о чем говорю. Для тех, кто там не был, это другая планета. Но дело даже не в этом, а в том, что мы переживали начиная с 90-х годов те самые проблемы, которые Америка переживала в двадцатые годы, — вплоть до наперсточников и прочего подобного. И вот такие персонажи, как в спектакле, — хотя они, может, и не очень «отпетые», а чаще просто мелкие мошенники и большие, конечно, тоже — населяли пол-Америки. Так что рассказы О. Генри не выдумка. Сейчас мы повторяем этот путь. Может, не совсем сейчас. Скорее, мы выходим из этой стадии. Но с мошенничеством у нас все так же.
Азарт, политика и любовь
Максим Дунаевский говорит, что слышал об изменениях в тексте, но относится к этому философски: мол, если понадобится помощь — вмешается, а нет — так нет. А вот что касается героев-жуликов, то они и должны быть такими, непременно обаятельными.
— Злодеи всегда обаятельные, — комментирует композитор. — И кстати, актерам легче играть мошенников и злодеев, потому что они харизматичны. Если ты придешь с постным лицом, кто тебя будет слушать? Мошенник должен увлекать! Я и сам попадался в сети аферистов. Это были приятнейшие люди, порой очень интеллигентные. Поэтому, думаю, в таком изображении героев есть смысл. Кроме того, этих героев начинают любить еще и из-за того, что они, в общем-то, проигрывают. И зритель надеется, что они после этого своего проигрыша будут другими. Их жизнь, которая у О. Генри описана, их проигрыш послужат началом пути к нормальной жизни. Так что продолжение следует, как говорится.
Большая часть композиций, которые прозвучат в спектакле, в СССР часто исполнялись в качестве отдельных музыкальных номеров. Самой популярной из них была, конечно же...
— «Есть три кита, есть три кита, и больше ни черта», — смеется Дунаевский. — Эта песня была квинтэссенцией.
— А если сейчас этот фильм показать американцам, как они отнесутся к нему?
— Трудно сказать. Может быть, сегодня эта история для них уже очень далека. А может, и нет.
КСТАТИ
В Новосибирске уже идут несколько спектаклей на музыку Максима Дунаевского. Это «Алые паруса» в Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус»,
а также «Летучий корабль» и «Мэри Поппинс» в Новосибирском музыкальном театре.