USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Ноу-хау для мотиваций

Татьяна РЕШКЕ
Фото Алексея ТАНЮШИНА
Фото Алексея ТАНЮШИНА

Учитель года — 2019: «Один из главных уроков, который я извлек, — возможность исправлять свои ошибки»

Лучшим учителем Новосибирс­кой области стал Иван ДАНИЛКО, преподаватель истории и обществознания вечерней школы № 8. Именно он отправится в Грозный, где будет представлять наш регион в финале всероссийского конкурса.

Вот что Иван Данилко рассказывает на личном сайте о школе, в которой трудится: «Это образовательное учреждение не совсем обычное: мои ученики — женщины и мужчины 18–30 лет, отбывающие наказания за совершенные преступления. У них есть право на получение образования, и моя задача — помочь это право реализовать». Каким образом учитель выстраивает свою непростую работу? Иван Данилко поделился профессиональными секретами с журналистом «Советской Сибири».

За парту никогда не поздно
— Иван Александрович, ваши ученики — взрослые люди. Как вы убеждаете их, что освоить школьный курс необходимо? Даже если им давно уже «за восемнадцать»…

— Значимость обществознания нашим ученикам объяснить очень просто: в программе предмета большой блок занимает нормативно-правовая база, а для людей, которые оказались в исправительном учреждении, знать законы очень актуально. Поэтому к обществознанию у них повышенный интерес. Особенно когда изучаем право.

— Классы формируются по возрастам?

— Нет, по уровню образования. По закону все люди в возрасте от 18 до 30 лет, которые отбывают наказание и которые не получили общего образования, обязаны получить его в условиях исправительного учреждения. Если у людей старше 30 лет есть желание учиться, они тоже могут это сделать. Когда человек попадает в исправительное учреждение, мы выясняем, сколько классов он окончил и где именно, обязательно отправляем запрос на подтверждение информации и уже потом формируем наши классы.

— Меняются ли ваши ученики за годы школьного общения? Как, в какие моменты вы чувствуете, что человек пересматривает взгляды?

— Наверное, самая показательная для меня история — это когда я пришел работать в вечернюю школу и с удивлением узнал, что мама и сын учатся вместе, параллельно в девятом классе. Только мама учится у нас, а сын — в обычной школе Новосибирска. Как так получилось? Женщина, попавшая в исправительное учреждение, в свое время окончила восемь классов, но ей еще нет тридцати лет, и она получает дальнейшее образование у нас. У нее есть взрослый сын, который тоже учится в девятом классе. Они общались по телефону — в рамках звонков, которые разрешены в уголовно-исполнительной системе, обсуждали школьные проблемы, и их это сблизило. Мама и сын нашли общую тему.

Возможность идти вперед
— Когда вы проводили открытый урок в рамках конкурса «Учитель года», сложно было перестроиться на работу с детьми?

— Открытый урок обществознания я проводил в лицее № 200. Тема — процессуальное право, уголовный процесс. На работу с детьми я перестроился достаточно быстро, еще в рамках районного этапа. В принципе, общение с детьми складывалось не только на уроке, но и во время классного часа, на следующий день. Для меня это тоже был очень важный момент: увидеть, насколько дети поняли меня и насколько я понял детей. Это возможность учиться — возможность изменить себя, двигаться вперед.

— Получается, не только преподаватель учит своих учеников, но и сам у них учится? Что дала вам вечерняя школа?

— Один из главных уроков, который я извлек, — возможность исправлять свои ошибки. Я видел много судеб разных людей. К сожалению, не всем удается найти выход из трудных ситуаций, но такие люди есть, и я действительно учусь у них. Какими бы сложными ни были жизненные обстоятельства, выход нужно искать всегда.