USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Как я была диктатором «Тотального диктанта»

Светлана ФРОЛОВА
Фото Натальи ДЕНИСОВОЙ
Фото Натальи ДЕНИСОВОЙ

Обозреватель «Советской Сибири» в минувшую субботу вспомнила о том, что имеет диплом учителя русского языка и литературы. И продиктовала читателям новосибирской библиотеки имени Цветаевой текст «Тотального диктанта» с идиллическим названием «Простое сердце», посвященный гоголевской Коробочке и ее высокой миссии на земле.

Жители столицы Сибири писали «Тотальный диктант» 13 апреля на 75 площадках. Текст автора этого года Павла Басинского (а новосибирцы получили ту его часть, где фигурируют герои «Мертвых душ» Гоголя) на этот раз читали Макаревич, Познер, Быков, артисты театра, а также другие более-менее известные личности. И назывались все эти люди «диктаторами» — потому что, как говорят организаторы, так смешнее. Лично мне документ попал в руки приблизительно за час до диктовки.

В оригинале текст умещается на одной странице формата А4, но для диктатора он почти в шесть раз длиннее, потому что, помимо самого диктанта, на листах присутствует разметка с «учительскими» ремарками, которые нужно транслировать аудитории. Например, следует в начале каждого абзаца говорить «А теперь с красной строки», напоминать пишущим о встречающихся сложных случаях, а также предупреждать, когда собираешься повторить предложение или весь текст целиком.

Вероятно, для того чтобы хороших оценок было больше, новосибирцам разрешили пользоваться учебниками и справочниками. Кое-кто, не стесняясь, вовсю копался в телефоне. Впрочем, чему тут удивляться, сейчас, говорят, даже школьникам это позволительно, а тут даже не школа, а просто какой-то экзаменообразный аттракцион.

Впрочем, текст Павла Басинского, посвященный разнообразным порокам, которые олицетворяют персонажи из «Мертвых душ» — Ноздрев, Манилов и Плюшкин, — действительно вышел не очень простой. Причем не только в смысле орфографии и синтаксиса (как известно, авторские тексты «Диктанта» дорабатывает команда филологов), но и в плане идеи, которую попытался изложить его автор.

Фото Алексея ТАНЮШИНА
В этом тексте Коробочка — вовсе не сосредоточение пороков, а почти герой-спаситель. «В результате именно Коробочка ломает изобретенную Чичиковым криминальную схему. Коробочка едет в город, чтобы узнать, не изменился ли внешний мир, не торгуют ли там уже и «мертвыми душами», не продешевила ли она. Разгорается скандал, вынуждающий Чичикова бежать из города куда глаза глядят. <…>...На всякого хитреца найдется своя Коробочка, от простых вопросов которой сбежит очередной ловец душ», — считает Басинский. Тем, кто интересуется, насколько глубоко знает автор текста для «Тотального диктанта» произведение Гоголя, достаточно перечитать «Мертвые души»: и удовольствие получите, и в том, кто на самом деле эта Коробочка, наверняка сами разберетесь.

В моей аудитории были недавние студенты и пенсионеры, мамы с детьми, работники технических специальностей и умственного труда. Но когда я наконец объявила, что работы можно сдавать, далеко не все ринулись ко мне. Некоторая часть «экзаменующихся» сидели над своими листочками до последнего. Почему? «Очень пятерку хочется», — простодушно объяснил парень лет тридцати.