Встреча с войной
Николая Ивановича Чопика люди уважают. В свое время он возглавлял отдел статистики. Уйдя на пенсию, руководил работой по переписи населения. И сейчас опыт, мысли, ответственность Николая Ивановича нужны. Поэтому он по праву входит в состав районного совета ветеранов.
Лишь немногим известно, что Николай Иванович — очевидец событий Великой Отечественной войны. Родился он на Белорусской земле. Здесь фашисты были уже в первый день войны. Родина Николая Ивановича — деревня Повитье, что в ста километрах от областного центра Брест.
Раннее утро 22 июня 1941 года в семье Чопик началось необычно. Взрослые и дети проснулись от незнакомого гула. Люди были ошеломлены. Лишь маленькие ребятишки не понимали, что происходило. В полдень в деревню прибыла колонна танков, мотоциклов, легковушек, грузовых машин с фашистскими солдатами. У дома остановились два или три танка, перепугав взрослых и детей. Семью — бабушку, мать, ребятишек — тут же выгнали во двор. Все пятеро со страхом смотрели, как из их родного дома выкидывали стол, лавки, посуду. То же происходило и у соседей. Не теряя времени, новые хозяева принялись сооружать двухъярусные кровати и заносить в хату. Пришлось настоящим хозяевам забрать нехитрые пожитки и определить в кладовку.
Непросто говорить о пережитом Николаю Ивановичу, но надо. Недолго семья прожила в кладовке — и оттуда выгнали. Пришлось выкопать большую яму, закрыть ветками, сделать лаз.
Фашисты объявили чрезвычайное положение. Местные жители подлежали обязательной регистрации и учету. Был введен комендантский час. С первых дней изверги начали ликвидировать «расово вредное» население. Таковыми считали больных людей, евреев, цыган.
Оккупанты установили для несчастных людей непосильные платежи. Каждый двор обязали сдать за год три, а то и четыре центнера зерна с гектара земли, один центнер свинины, 350 литров молока с коровы, 35 яиц с каждой курицы, шесть килограммов мяса птицы и полтора килограмма шерсти с овцы. Еще требовалось приложить сто рублей. Питались люди тем, что росло, летало, плавало.
У детей войны было иное, чем у правнуков, детство. Мальчишки есть мальчишки. И что же? Рискуя жизнью, повитьевские ребята... подбирали мины. Топорами, молотками разбивали их, порох отдавали мужикам. Конечно, парнишки сами пытались взорвать мины-крылатки, и хорошо, что не получалось. К счастью, остались ребятишки, в том числе и наш земляк, живы, с руками-ногами.
Перед приближением Красной армии изверги лютовали. Многие белорусские села и деревни разделили участь Хатыни. В Повитье фашисты поджигали дома. Крыши хат были покрыты соломой, огонь моментально перекидывался с одного дома на другой. К осени 1944 года Брестская область была освобождена от фашистского ига. Майской весной 1945 года на лицах повитьевцев появились улыбки со слезами на глазах.
Второго марта Николаю Ивановичу исполнилось 82 года. Его поздравляли родные, коллеги, друзья, знакомые, районный совет ветеранов. Дитя войны, Николай Иванович очень дорожит каждым мирным днем.
От редакции
Уважаемая Галина! Спасибо вам за ваш рассказ о человеке, который своими глазами видел, что такое фашизм и как захватчики обращались с жителями нашей страны. В наше непростое время, к сожалению, все чаще находятся желающие исказить историю. И тем важнее для нас, родившихся гораздо позже описываемых событий, и наших детей такие свидетельства очевидцев. Мы надеемся получить от вас еще много интересных историй про наших земляков, их жизнь и судьбу.