Магическая сила печатного слова
Здравствуйте, уважаемые журналисты газеты «Советская Сибирь»! Ваше приглашение поучаствовать в конкурсе к 100-летию газеты принимаю с удовольствием.
С «Советской Сибирью» я знаком с детства, с 1958 года. Тогда она была ежедневной народной газетой, и у нас в Каргате почти все выписывали ее. Когда я в 1974 году женился и мы стали жить в Новосибирске, я всегда выписывал «Советскую Сибирь». Она мне нравилась разнообразной интересной информацией, публикациями писем читателей и статьями внештатных корреспондентов В. К. Зайченко и В. С. Бородина. В 1979 году на заводе «Сибтекстильмаш», где я работал слесарем КИП, меня избрали в комитет народного контроля и поручили готовить для заводской газеты материалы о рейдах народных контролеров.
Со временем я стал писать в газету о передовиках производства, о фронтовиках и о проблемах на заводе. По моим публикациям руководство предприятия, партком и профком принимали меры. Заводчане стали обращаться ко мне за помощью, и я через газету многим помогал. Вот так я познал магическую силу печатного слова, которая, как магнитом, меня притянула и не отпускает до сих пор.
25 июня 1985 года я неожиданно для себя прочитал в «Советской Сибири» заметку о себе, которая называлась «Непримиримость коммуниста». Написали ее работники нашего завода — ветераны Великой Отечественной войны и труда супруги Холкины и Алексей Бурматов. Они благодарили меня за то, что мне удалось разоблачить одного прохвоста, который выдавал себя за фронтовика и сына полка. Его портрет даже разместили на аллее Славы ветеранов войны. Впоследствии этот человек был с позором уволен с завода.
Я стал сотрудничать с областной газетой «Советская Сибирь». 24 июля 1987 года в ней напечатали мою первую заметку «И русалка на ветвях сидит». Я писал о замечательном художнике-самоучке, резчике по дереву Юрии Степанове, работавшем в доме отдыха «Завьялово». На берегу реки Каракан он в натуральную величину создал сказочных героев пушкинского лукоморья. Неоднократно я выступал в газете по поводу улучшения работы электропоездов и городских автобусов. И работа транспорта улучшалась.
В том же году я приехал в Каргат к тестю с тещей — помогать картошку копать. Тесть сообщил мне, что им, пенсионерам-железнодорожникам, участникам войны, в дистанции пути отказались выделить транспорт, чтобы привезти сено и уголь. Я обратился в «Советскую Сибирь» за помощью. Редакция газеты оперативно занялась этой проблемой, и вопрос был решен руководством 7-й дистанции пути станции Каргат. Люди были очень довольны такой заботой о них со стороны газеты. Тогда я реально почувствовал, что такое демократия, и хочу сказать, что в те годы ее было больше, чем сейчас.
В 1987 году я стал сотрудничать с газетой «Труд», уговорили меня в корпункте и в профкоме. Тогда я даже не предполагал, что это сотрудничество принесет мне много страданий — настоящее хождение по мукам с лишением работы.
А осенью 1988 года со мной случилась беда: на заводе, где я работал, меня оболгали, обвинили в разных нарушениях и предательски уволили. Хотя я всегда ходил в передовиках, мой портрет висел на Доске почета отдела и завода. По воле рока я стал безработным и остался без средств к существованию. А расправу надо мной учинили из-за моей статьи в газету «Труд», в которой я написал о серьезных нарушениях на заводе и низком качестве выпускаемой продукции. В то время в Новосибирске не было корреспондента газеты «Труд», и я оказался беззащитен. Местные журналисты боялись мне помогать, и в общем-то я их понимал.
Я обращался в разные инстанции, и в том числе в газету «Труд», но мне не верили, что я безработный и терплю беззакония. Верили руководству завода. Тогда я поехал в редакцию «Советской Сибири» и нашел внештатного корреспондента Владимира Семеновича Бородина. Он тогда был уже на пенсии и ни от кого не зависел. Он пригласил меня к себе домой, выслушал, посмотрел мои документы и стал мне помогать. Владимир Семенович побывал со мной на собрании на заводе, где меня осуждали; был в горкоме партии, где разбирали мое дело; был и на заседаниях суда, где все записывал. Все обвинения с меня были сняты. Владимир Семенович для меня очень многое сделал, а главное, он все время поддерживал меня, чтобы я не сломался и продолжал доказывать свою правоту.
Много я перенес тогда испытаний, мне подстраивали разные ловушки, но Господь не допустил моей гибели. Я добился, чтобы мне заменили судью, а потом и адвоката, и дело пошло. Суд восстановил меня на прежней работе, мне выплатили деньги за все время моей безработицы. Это было настоящее чудо, такая победа добра над злом.
А с Владимиром Семеновичем мы стали друзьями на долгие годы. К сожалению, в 2010 году от болезней он умер, о чем я писал в «Советской Сибири». Владимир Семенович Бородин был настоящий гражданин России, талантливый журналист-самоучка и надежный человек. Были у меня и другие надежные товарищи, которые помогали мне в беде.
В 2010 году я принял участие в конкурсе «Дорогой мой учитель». Тогда я послал в «Советскую Сибирь» рассказ о замечательной, талантливой учительнице Нине Ивановне Машаровой, которая учила меня в далеком 1959 году в четвертом классе Каргатской начальной школы. До сих пор я вспоминаю ее с любовью и благодарностью. За один учебный год Нина Ивановна в корне изменила мою жизнь и дома, и в школе. Мой рассказ о Нине Ивановне победил в конкурсе.
В последние годы я сотрудничал с газетой, присылая заметки в юмористическую рубрику, которую вел Николай Петрович Царев. Более 90 моих коротких рассказов было опубликовано. Они оказались для меня лечебными. После их написания и прочтения у меня улучшались настроение и сон. Я читал, что Михаил Зощенко начал писать юмористические рассказы по совету Алексея Максимовича Горького для лечения психики. За мои рассказы главные редакторы газеты дважды поощряли меня грамотами. И очень приятными были встречи в редакции, долгие чаепития и задушевные беседы.
Я хочу поблагодарить журналистов газеты «Советская Сибирь» за все доброе и хорошее и хочу пожелать в год столетнего юбилея нашей любимой газеты новых творческих успехов и дружеских отношений с читателями-искателями.
От редакции
Уважаемый Валерий Сазонович! Огромное вам спасибо за ваш интереснейший рассказ о людях, которые работали в «Советской Сибири» в разные годы, и о том, как газета помогла вам преодолеть несправедливость. Действительно, печатное слово имеет огромную силу. Оно может и помочь, и стать разрушительным оружием. Мы, журналисты, всегда помним об этом.
Большое спасибо вам и за то, что вы много лет являетесь преданным читателем «Советской Сибири», и не просто читателем, но и автором, который до последнего времени активно сотрудничал с нашей газетой. И мы очень хотим, чтобы это сотрудничество продолжалось. Пишите нам, и мы с удовольствием опубликуем ваши воспоминания, заметки и, конечно, юмористические рассказы.