Место притяжения людей искусства
Новосибирск — музыкальная столица Сибири
О том, чего не хватает Новосибирску для расцвета культурной жизни, чтобы он стал притягательным для музыкантов, вокалистов и поклонников искусства всего мира, рассуждают директор государственного автономного профессионального образовательного учреждения НСО «Новосибирский музыкальный колледж имени А. Ф. Мурова» Вячеслав АНОХИН и заместитель директора по учебной работе Татьяна КАПЫТИНА.
Не сдавать позиций!
— Вячеслав Игоревич, празднование Дня работника культуры стало традицией. Есть мнение, что столица Сибири могла бы вырасти от регионального центра культуры до международного.
В. А.: В преддверии профессионального праздника хочу поздравить всех коллег — служителей искусства, пожелать им творческого подъема, счастья и благополучия!
Бесспорно, в городе многое делается для поддержки культуры. Важной вехой в истории музыкальной культуры Новосибирска стала эвакуация Ленинградской консерватории во время Великой Отечественной войны. Прекрасные музыканты, которые приехали, подняли культурный уровень города. В 1945 году открыли двери оперный театр, музучилище, детские музыкальные школы, а в 1956-м — консерватория. То есть была создана база для развития музыкального искусства, особая среда. В Новосибирске проводятся международные конкурсы исполнителей на классической гитаре, струнных и духовых инструментах, но этого недостаточно для развития региона. В этом смысле столица Сибири сдает свои позиции.
— В 2020 году у музыкального колледжа юбилей — 75 лет. Принято говорить о достижениях. Наверняка есть чем гордиться?
Т. К.: Главное достижение — 80 процентов наших выпускников поступают в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, трудоустраиваются в Большой театр, Мариинский театр, а также Новосибирский театр оперы и балета. Список наших выпускников, которые стали звездами российской и мировой сцены, весьма обширен. Популярность колледжа растет — у нас получают образование студенты из Иркутской, Томской, Кемеровской областей, Республики Саха, Алтайского и даже Краснодарского края.
— В такой огромной стране есть много колледжей, а новосибирцы занимают львиную долю мест в вузах. В чем ваш секрет?
В. А.: Уникальность нашего колледжа в том, что здесь получают образование по всем музыкальным специальностям, обучаясь игре на инструментах, которые входят в состав симфонического, духового, эстрадно-джазового, народного оркестров, а также всем видам вокального исполнительства — академическому, эстрадно-джазовому, народному. Также есть теоретическое отделение и отделение хорового дирижирования. Наши студенты участвуют во всероссийских и международных конкурсах. У нас действует проект «Театриум-Нск», объединяющий вокалистов и камерный оркестр. Сейчас его участники готовятся к международному театральному фестивалю, который пройдет осенью в Санкт-Петербурге.
Т. К.: На базе нашего колледжа уже два года действует региональный ресурсный центр по работе с творческой молодежью. Это школы для исполнителей на различных инструментах, выездные мастер-классы наших преподавателей в районах области, концерты абонемента «Восхождение», когда юные музыканты получают возможность выступать с профессиональным оркестром.
Будет ли преемственность поколений?
— Одна из основных задач образовательных учреждений — чтобы выпускники оставались в профессии. Но у большинства из них это не очень получается. Как у вас?
В. А.: На мой взгляд, это связано с недостаточным количеством профессиональных музыкальных коллективов и современных концертных площадок. К тому же престиж профессии музыканта недостаточно высок — зарплаты в сфере культуры, особенно у преподавателей, оставляют желать лучшего, нет социальных программ. В профессии остаются истинные служители искусства.
Т. К.: В нашем колледже прекрасный, профессиональный коллектив, включающий представителей разных поколений. Но есть тревога: что будет завтра? Есть много нерешенных вопросов. Наш колледж построили в 1975 году как общежитие, поэтому системы вентиляции и звукоизоляции оставляют желать лучшего. Здание такого учреждения должно быть построено по специальному проекту. Мы стараемся не отставать от современных мировых тенденций в образовании, но это очень сложно при сегодняшнем финансировании. Ведь основное внимание обращено к детским школам искусств, что, несомненно, оправданно. А среднее звено остается в тени.