USD 107.1758 EUR 112.8019
 

Обыкновенный феномен

Анжелина ДЕРЯБИНА

Своими секретами с читателями «Советской Сибири» поделился человек, который может запомнить все, — новосибирский ведущий нового проекта «Запомнить все» на телеканале «Наука»

Двукратный рекордсмен мира по запоминанию, победитель проекта центрального канала «Сверхспособности» выполнил задания, которые не укладываются в сознании «нормальных» людей.

Константин Дудин пришел в редакцию и рассказал, с чего он начинал, дал несколько советов и обна­дежил тех, у кого с памятью не все в порядке. Его история — пример для тех, кто не верит в себя, кому скучно учиться, кто хочет попробовать что-то новое или мечтает удивлять.

В школе Константин Дудин, по его собственным словам, учился не блестяще, перебивался с тройки на четверку. Пока в десятом классе не пришел в школьный кружок по мнемотехнике. Это круто изменило его жизнь.

— В группе, где я занимался, у меня был довольно средний результат, я особо не выделялся, были и сильнее ребята, — вспоминает Константин. — В городе проходил чемпионат по запоминанию, и я решил просто попробовать. Участников было человек пятьсот, и я очень удивился, когда прошел два отборочных тура, вышел в финал и занял третье место. Через несколько месяцев участвовал в чемпионате рангом повыше, к нему уже готовился. Занял первое место и получил приз — 20 тысяч рублей. На эти деньги купил ноутбук и телефон, которые мне пригодились во время учебы в вузе.

«Я испытал азарт, запоминая»
В это время Константин уже стал пользоваться своим умением в обычной жизни. Особенно в учебе. К некоторым урокам и контрольным готовился прямо на перемене.

— Учителя не знали, чем я «промышлял». За пять минут запоминал стихотворение или пару параграфов по географии и шел отвечать первым — ведь дальше я просто не знал. Это безот­ветственно, но я был обычным ребенком, — смеется Дудин.

Получив аттестат с прекрасными оценками, юноша из Улан-Удэ поступил в Новосибирский государственный аграрный университет, где никому не рассказывал, что владеет техникой запоминания. Другие студенты корпели над книгами, а у Дудина было много свободного времени, которое он посвящал общественной работе. Был даже помощником ректора по молодежной политике.

— Появились удовольствие, азарт, что могу не тратить время на то, на что обычно уходят дни и недели, — признается Константин. — На самой первой лекции по предмету я спрашивал, можно ли озвучить вопросы экзамена. «Зачем?» — удивлялся преподаватель. «Хочу конспектировать лекцию сразу по вопросам экзамена». Многие преподаватели относились к этому с восхищением. Было несколько случаев, когда преподаватели смотрели с удивлением, услышав мои ответы. Наверное, это выглядело так, будто кто-то читает их мне в ухо.

То, что Константин Дудин продемонстрировал в телевизионных проектах «Сверхспособности» и «Удивительные люди» на глазах экспертов и публики, можно назвать чудом. В одном задании он за 2 минуты 49 секунд на слух запомнил 25 трехзначных комбинаций букв и смог воспроизвести их в прямом и обратном порядке. В другом он за пять минут запомнил резьбу 48 ключей от пронумерованных ячеек, а затем без ошибки нашел пять спрятанных в них чемоданов. Зрители встали со своих мест, аплодируя уникуму, а один из членов жюри сказал, что боится этого 24-летнего мужчину.

Константин Дудин, который к эксперименту с ключами готовился полгода, утверждает, что это может каждый. И, судя по всему, он совершенно искренен. Попытки поделиться своим умением у Константина уже есть. Так, 30 марта на канале «Наука» — премьера цикла передач «Запомнить все»: мнемотехник раскроет секреты мастерства, которые, по его мнению, могут быть полезны всем.

ЕГЭ нахрапом не возьмешь
— Я окончил университет с красным дипломом, — говорит молодой человек. — И задумался: искусство мнемотехники существует более двух тысяч лет, но никто не попробовал его внедрить в образование. У меня планы повысить качество обучения за счет того, что люди будут лучше запоминать. Знаете, если завести реактивный двигатель в гараже, он будет производить много шума и огня, но какой в этом смысл? Его надо ставить на самолет.

С подачи Константина Дудина два года назад в новосибирских школах № 76 и 210 попробовали обучить приемам мнемотехники ребят из 7–8-х классов. Дети восприняли это на ура, но возникли трудности в адаптации полученных знаний к освоению школьного материала.

— Были двоечники, которые исправили неудовлетворительные оценки на тройки и четверки. Занятия были полезны детям с точки зрения возможности лучше запоминать. В то же время этот опыт показал, что необходимо еще адаптировать методику под детей так, чтобы они могли более полно применять общую мнемотехнику в обучении. Проект пока приостановили, — рассказал Константин.

ЕГЭ тоже в сфере интересов мнемотехника: сегодня он разрабатывает программу для школьников, которая помогала бы хорошо сдавать экзамен.

— Кое-что мы сделали, но работы еще много, все довольно сложно, нахрапом эту задачу не возьмешь, — говорит мастер запоминания. — Я ставлю цель, чтобы дети могли за месяц подготовиться к определенным предметам.

52 карты за 27 секунд
— С возрастом память ухудшается. Есть заболевания, которые усугубляют этот процесс. Может ли таким людям помочь мнемотехника?

— Человек может противостоять болезням Альцгеймера, Паркинсона до их наступления, — говорит профессионал по развитию памяти. — Этому помогает профилактика, полезная для тренировки памяти. Я не встречал ни одного ученого, который бы в свои 80 лет страдал такими болезнями. Очень старенькие дяденьки едут на какие-то конференции, выступают, продолжают заниматься наукой. Их мозг постоянно активен, в нем постоянно происходят электрические импульсы, между нейронными соединениями постоянно идет обмен. Этого не происходит, когда человек просто смотрит телевизор. Поэтому моя рекомендация — любая интеллектуальная деятельность, в том числе игра в шахматы, разгадывание сканвордов, чтение книг, заучивание стихов — одним словом, умственная работа. Запоминайте номера телефонов и звоните по памяти, рассказывайте истории из молодости — так запускаются самые дальние уголки нашей памяти. Активная жизнь мозга — первое условие долгой жизни.

— Как вы планируете распорядиться своим искусством запоминать?

— У меня есть возможность выступать на мировых чемпионатах. Там есть мнемонисты много сильнее меня. К примеру, рекорд запоминания колоды из 52 карт — 12 секунд. Мой результат — 27 секунд. Еще пример: спортсмен запомнил бинарный код, пять-шесть тысяч цифр, за пять минут. Чтобы догнать таких спортсменов, мне нужно год или два тренироваться. Но это как гонка по кругу — в чем практический смысл? Я лошадка, которой лучше «пахать», я практик. Поэтому я открыл школу развития памяти, где обучаются сотрудники многих ведомств, спецслужб, студенты медицинских и других сложных вузов. Как, например, запомнить федеральный закон, чтобы воспроизвести максимально точно? Для правоохранителей, которым надо пройти аттестацию, это большая проблема. Или как запомнить массу терминов на латыни? Мне интересно практическое применение мнемотехники.

— А вы что-нибудь забы­ваете?

— Вы знаете, меня любят подколоть: «А ты не забыл? А вы про нас не забыли?» Конечно, я забываю то, что осознанно не запоминал. Я же говорю, я обычный человек.

Как учить иностранный язык — совет от Константина Дудина, который говорит на трех языках, включая китайский:
— Говорить и слушать! На 80 процентов сосредоточиться на этом. Тренировать навык говорения. Что касается запоминания слов. Основа любого языка — словарный запас. Если он есть, даже не зная ни одного правила, вы все равно сможете что-то сказать, выразить свою мысль. Запоминать иностранные слова можно, например, находя ассоциации к ним, которые не обязательно соотносятся со значением слова. Например, «стакан» по-английски «глас». Нам нужна зацепка, чтобы вспомнить. Мы представляем образ: в стакане плавает глаз. Это нужно лишь на первом этапе запоминания, чтобы потом автоматически использовать слово. А для того чтобы воспринимать слова на слух, просите кого-то, чтобы вам их читали.