USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Из Поднебесной с любовью

Светлана ФРОЛОВА

Новосибирцам показали шесть шедевров актуального китайского кино

В Новосибирске впервые прошел фестиваль «Современное кино Китая». Шесть лучших фильмов от режиссеров из Поднебесной показали с 26 февраля по 3 марта на экране кинотеатра «Победа».

По словам кинопродюсера и генерального директора кинокомпании HHG Владислава Пастернака, чтобы составить фестивальную программу, пришлось отсмотреть 40 картин. Из них выбрали всего шесть — вот их-то и увидели новосибирские зрители.

Фестиваль «Современное кино Китая» прошел сразу в трех городах России. И на нем показали знаковые ленты «шестого поколения китайского кинематографа» и «нового китайского кино».

011-23-02.jpg
Открыл фестиваль номинант Каннского кинофестиваля «Пепел — самый чистый белый» режиссера Цзя Чжанкэ (производство Китая, Франции и Японии). Это слегка пародийная история о молодой танцовщице Цяо, которая влюбляется в «гангстера» (а на деле — обычного жулика) Биня. Чтобы защитить любимого во время разборки бандитов, девушка стреляет, из-за чего садится в тюрьму на пять лет. Отсидев положенный срок, Цяо отправляется на поиски своего Биня. Правда, результаты ее совсем не обрадуют. Благодаря этому фильму сибиряки смогли увидеть, чем нынче живет современный Китай, — картина снята в почти «документальной» стилистике. И оказывается, живет Поднебесная почти тем же самым, что и мы с вами.

Главную роль в этом фильме прекрасно сыграла жена режиссера актриса Джао Тао. И недаром эта энергичная картина завоевала приз Азиатско-Тихоокеанской киноакадемии за лучшую женскую роль.

Но перед тем как новосибирские зрители погрузились в первый фильм программы, ее куратор директор Института Конфуция в СПбГУ Юлия Мыльникова, а также директор УЦ НГТУ «Институт Конфуция» Игорь Хрипунов поздравили гостей фестиваля с открытием. А специальный гость мероприятия — пекинский кинопродюсер Мэн Се пожелал зрителям приятного просмотра. Что особенно приятно, по-русски.

— Азиатское кино для российской публики — это кино авторское, связанное с личностями режиссеров, — считает Юлия Мыльникова. — Поэтому зрители в нашей стране, конечно профессионалы индустрии не в счет, не имеют представления о национальном кинематографе Китая, о его популярных артистах, о направлениях творческой мысли и жанрах, которые пользуются популярностью у самой большой аудитории в мире. Как правило, современная публика ассоциирует с китайской кинематографией эпические полотна и фэнтези вроде «Героя» и «Крадущегося тигра, затаившегося дракона».

Так как этот проект является результатом сотрудничества Институтов Конфуция Новосибирского государственного технического университета и Санкт-Петербургского государственного университета, изначально фестиваль планировалось провести именно в этих городах. Чуть позже к проекту присоединилась Государственная Третьяковская галерея.

— В Новосибирске между Институтом Конфуция и кинотеатром «Победа» установились дружеские, партнерские отношения. В 2015 году мы уже совместно организовывали кинопоказ китайских художественных фильмов, — рассказал Игорь Хрипунов. — Сегодня кинотеатр «Победа», имея огромный опыт проведения фестивалей зарубежных фильмов, обладая самым современным кинопроекционным и звуковым оборудованием, а также пространственными возможностями для организации пресс-конференций и фотовыставок, является идеальной площадкой для успешной реализации нашего совместного проекта. Что касается фестивальной афиши, то при отборе фильмов в первую очередь отдавалось предпочтение новым лентам. Отбирались фильмы разные по жанру, по стилистике, по настроению, чтобы наиболее полно отразить палитру авторского кино современного Китая.

Как сообщили организаторы фестиваля «Современное кино Китая», его основная задача — познакомить россиян с актуальным китайским кинематографом, продемонстрировать, каким профессиональным, интересным и разным он может быть.

Хотя представленные картины и отличаются по настроению и жанру, каждая из них является настоящей жемчужиной китайского кинематографа. Накануне открытия, 25 февраля, Владислав Пастернак прочел открытую лекцию на тему «Китайское кино от императора У Ди через шесть поколений режиссеров — к современности».

011-23-03.jpg
— На самом деле мы компоновали их по простому принципу, — рассказал Владислав Пастернак. — Два самых известных — на открытие и закрытие. Это «Пепел — самый чистый белый», фильм  — участник Каннского фестиваля, и «Слон сидит спокойно» режиссера Ху Бо, фильм закрытия. Я это кино обожаю, потому что оно произвело на меня просто какие-то некитайское впечатление по духу. Сейчас такая жесть снимается только в Южной Корее. И вдруг китайский триллер, с кровью, жестокостью — кино, скорее, корейское по духу. Но мы видим, что и китайцы так могут и даже в какой-то степени превосходят. А корейское кино — это сейчас самое популярное азиатское и даже за пределами Азии. «Овдовевшая ведьма» — тоже потрясающий, этнографически значимый фильм, социальный. И в то же время в нем присутствует какой-то мистический реализм. Эта картина — победитель Международного кинофестиваля в Роттердаме. В нашем списке нет ни одного фильма, который я бы поставил ниже других.

О картине «Слон сидит спокойно» стоит сказать несколько слов. Молодой китайский писатель и режиссер Ху Бо снял ее в 2017 году и представил продюсерам, а те рекомендовали ему сократить фильм, длившийся два с половиной часа. Однако упрямый художник в итоге перемонтировал снятые материалы в четырехчасовую ленту. После чего покончил с собой. Сюжет этой грустной истории о смысле жизни крутится вокруг легенды, что где-то в Маньчжурии живет слон, который сидит неподвижно, не обращая внимания на окружающий мир.

«Ребро» режиссера Чжана Вэя — это драматичная история о сложном положении трансгендеров в стране с консервативными взглядами на свободу половой самоидентификации. Самой созерцательной из всей программы стала тибетская картина «Дзинпа», снятая на горном хребте Кукушили. А криминальная драма «Прах» режиссера Ли Сяофэня, выполненная в стилистике азиатского неонуара, напомнила о том, что в Китае тоже читают Льва Толстого.