USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Цифровизация: особые моменты

Татьяна РЕШКЕ

В Новосибирской области презентовали электронную регистратуру, одну из первых в стране

Новосибирская область стала первым в России субъектом, который вывел свои региональные и муниципальные услуги в мобильное приложение. Сейчас приложений два — госуслуги для граждан и госуслуги для бизнеса.

Скачав «Госуслуги Бизнес», предприниматель может общаться с государством в более удобном режиме, с помощью телефона. Например, получает возможность записаться на прием в прокуратуру, узнать, когда придет плановая проверка, есть ли штрафы на транспорт компании и так далее.

Как реализуются ключевые IT-проекты в Новосибирской области, обсудили на заседании коллегии департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий региона.

Развитие единого портала госуслуг — процесс непрерывный. Появились новые сервисы, и, как следствие, в 2018 году число пользователей выросло на 428 тысяч человек. На текущий момент пользователями портала www.gosuslugi.ru являются 70 процентов жителей региона. За минувший год они заказали в электронном виде более двух миллионов услуг. По каналам межведомственного электронного взаимодействия запросили более миллиона различных документов. До недавнего времени все эти бумаги граждане представляли самостоятельно.

Один из примеров комплексной автоматизации — возможность подать заявку на участие в распределении разрешений на охоту. С помощью мобильного приложения «Госуслуги» заявка оформляется в электронном виде и пошлина оплачивается онлайн со скидкой 30 процентов. К слову, за счет скидок, введенных на портале, жители области сэкономили свыше 250 миллионов рублей.

Здравоохранение — одна из самых чувствительных сфер, где каждый недочет болезненно сказывается на пациенте. Улучшить работу поликлиник помогают новые технологии, возможности которых журналистам продемонстрировали совсем недавно. 19 февраля в Новосибирске в поликлиническом отделении городской клинической больницы № 2 врачи показали, как работает «открытая регистратура». Время ожидания здесь сократилось до пяти минут, в поликлинике появился кабинет доврачебной помощи, где фельдшер осматривает пациентов, выдавая им выписки и справки. Среди инноваций — кол-центр, зона комфортного пребывания в холле и многое другое. Все обследования  можно пройти быстро и со всеми удобствами. Например, дис­пансеризация теперь занимает не двенадцать, а пять дней — этого удалось добиться благодаря кабинету профилактики. Кабинеты терапевтов, забора крови, процедурный находятся в едином пространстве. Все организовано качественно и удобно. По словам министра здравоохранения Новосибирской области Константина Хальзова, в такую поликлинику хочется приходить, и так должно быть везде.

009-15-01.jpg
В 2019 году региону предстоит масштабная работа в сфере здравоохранения, напомнил руководитель департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области Анатолий Дюбанов. Этот процесс будет идти в рамках федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения».

Какие новшества ждут врачей и пациентов? Прежде всего, в области планируют запустить роботизированный сервис для записи на прием к врачу — на базе искусственного интеллекта с распознаванием и генерацией речи.

Кстати, уже сегодня к врачу можно записаться несколькими способами: круглосуточно с помощью сервиса «Мое здоровье» на едином портале государственных и муниципальных услуг, на сайте reg.nso.ru, по единому номеру 124 или в регистратуре поликлиники лично. По данным облминздрава, самый востребованный из дистанционных способов — запись по телефону. Роботизированный сервис улучшит работу, ведь он более доступный и будет действовать круглосуточно. Появится возможность обслуживать все линии связи одновременно, а значит, людям не придется висеть на трубке и ждать, пока освободится кто-то из операторов.

К концу прошлого года более чем для трех миллионов уникальных пациентов созданы электронные медицинские карты. Показала свою эффективность автоматизированная система льготного лекарственного обеспечения Новосибирской области. В 2018 году ее признали лучшим проектом в отрасли и высоко оценили на всероссийском уровне, отметила Наталья Тезина, замруководителя департамента — начальник отдела информатизации. Система победила в номинации «Лучший проект в отрасли: государственное и муниципальное управление, силовые структуры» конкурса «1С: проект года».

Новосибирск вошел в число пилотных городов страны, где предстоит внедрить интеллектуальные системы управления муниципальными ресурсами. Напомним, город считается «умным» при условии, что его среда ориентирована на человека, комфортна и безопасна, инфраструктура — технологична, управление ресурсами — на высоком уровне.

С чего начинается «умный город»? С конкретных объектов. Например, с «умных домов», которые «понимают» своих хозяев и в которых есть все для удобства жильцов. Так, в рабочем поселке Кольцово совместно с компанией «Новотелеком» реализован первый такой проект — дом, расположенный по адресу улица Демакова, 12/1. Инновационный многоквартирник представляет собой пример внедрения цифровых технологий для улучшения качества жизни людей, обеспечения их безопасности.

Комментарии
Андрей КАРАСЕВ, руководитель Центра навигационных геоинформационных технологий Новосибирской области:
— Благодаря интеграции навигационной системы с популярным приложением «Яндекс.Транспорт» жители нашей области, например в городе Карасуке, получили возможность наблюдать за движением транспорта как внутри населенного пункта, так и междугороднего. Проект позволил повысить уровень информированности граждан о работе пассажирского транспорта, а также благодаря общественному мониторингу усилить контроль за качеством транспортных услуг со стороны правительства области.

Антон ЛОШАКОВ, руководитель Центра информационных технологий Новосибирской области:
— Когда руководители области поставили задачу обеспечить совместную работу губернатора и других руководителей над планом проекта «Академгородок 2.0», нами в кратчайшие сроки была внедрена система управления проектами и обеспечена техническая консультационная поддержка всех пользователей. Важное направление нашей работы — обеспечение кол-центров оперативных служб. На нашем оборудовании работают система 112, электронная регистратура области, скорая помощь.

Олег ЗАЕЛЕНЧИЦ, руководитель Центра защиты информации Новосибирской области:
— Все большую актуальность набирает противодействие компьютерным атакам, вредоносной программной активности. С помощью систем противодействия удалось обнаружить более 23 тысяч попыток проведения компьютерных атак и своевременно принять меры по их предотвращению. Получилось обнаружить и обезвредить в автоматическом режиме около 60 тысяч вредоносных программ на рабочих станциях и серверах, около 5 тысяч вредоносных писем. По сравнению с предыдущим годом количество выявленных компьютерных атак увеличилось более чем в два раза.

КСТАТИ
Региональные практики цифровой трансформации получили высокую оценку на федеральном уровне и рекомендованы для тиражирования в других субъектах Российской Федерации. По показателю обеспеченности населения современными услугами связи, прежде всего широкополосным доступом в Интернет, Новосибирская область сегодня лидирует в Сибирском федеральном округе.
Доступ имеют почти 75 процентов домохозяйств в городе и более 50 процентов — в сельской местности. По числу абонентов фиксированного широкополосного доступа в Интернет наш регион занимает первое место в России.
В 2019 году Новосибирская область вместе со всей страной переходит на цифровое вещание. Сейчас специалисты решают проблемы 193 населенных пунктов, где из-за рельефа местности возникают помехи. Например, препятствием для связи стал Салаирский кряж. Технические проблемы устраняются, а на вопросы людей отвечают консультанты горячих линий.