USD 103.7908 EUR 108.8705
 

«Что ни звук — то подарок»

Татьяна РЕШКЕ
Фото из архива ИД «Советская Сибирь»
Фото из архива ИД «Советская Сибирь»

Как научить детей грамотно писать, вдумчиво читать и выражать мысли?

В век глобальных информационных сетей учителя и родители ищут подходы к воспитанию «цифрового поколения». Каким должны быть школьные учебники в мире, где все так стремительно меняется? Что должен знать и уметь преподаватель? Эти и многие другие вопросы обсудили участники съезда «Общества русской словесности».

II съезд Новосибирской региональной общественной организации по сохранению и развитию русского языка «Общество русской словесности» прошел в областном правительстве. Организаторы — Новосибирская митрополия Русской православной церкви, министерство образования и министерство региональной политики области. На дискуссионной площадке встретились профессионалы и эксперты: ученые, учителя, писатели, библиотекари, руководители литобъединений. Словом, все, кому небезразлична чистота речи.

Прикоснуться к великому и могучему
Приветствуя участников съезда от имени главы региона, первый замгубернатора Юрий Петухов отметил, что речь идет не просто о русском языке, а о сохранении национальной идентичности. О том, чтобы народ не утратил преемственность, связь поколений.

Каждый приглашенный стремился сказать что-то свое — с опорой на личный опыт.

— Мир изменился, социум тоже, и к детям надо искать новые подходы. Общаясь в соцсетях, школьники привыкают писать безграмотно, им кажется, что это нормально, — поделилась наблюдениями Екатерина Корецкая, учитель русского языка и литературы новосибирской школы № 168.

Один из таких новых подходов заключается в том, чтобы раскрыть возможности книги как бумажного носителя информации. Показать, что книга — это не просто текст, а настоящее произведение искусства.

Так, отдел редких книг Новосибирской государственной областной научной библиотеки (НГОНБ) представил Евангелие Достоевского — факсимильное издание той единственной книги, которую позволяли читать каторжанам в Сибири и которую писателю подарила жена декабриста Фонвизина. Евангелие воспроизведено настолько точно, что на листах можно увидеть заметки, сделанные ногтем — в те дни, когда Достоевскому не разрешали иметь письменные принадлежности. Евгений Соснин, главный библиотекарь НГОНБ, кандидат филологических наук, объяснил, почему книгу поместили в короб в виде каземата. Такая обложка — чем не повод поговорить о тернистых жизненных путях, тесных рамках и внутренней свободе?

Мост между столетиями
Для людей XXI века язык — это прежде всего технический инструмент общения. Древние люди относились к языку иначе. Они воспринимали его как божественное творение, а не просто как механический набор слов и правил, подчеркнул Леонид Панин, доктор филологических наук, исполнительный директор «Общества русской словесности», председатель общественной организации «Союз православных педагогов». Язык — источник изучения духовной культуры народа, его исторической памяти. Он хранит богатейшую информацию о прошлом.

— Зная, что «раб» и «ребенок» — однокоренные слова, мы можем понять, кем был ребенок по отношению к главе семейства, — привел пример Леонид Панин. — Зная, что «окно» и «око» однокоренные слова, мы можем сказать, какого размера были окна у древних славян. Ну а «среда» — свидетельство того, что рабочая неделя была пятидневной. Слово «неделя» означало нерабочий день. С принятием христианства пришло слово «воскресение», заменило слово «неделя» и принесло с собой слово «суббота», которого не было в Древней Руси.

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», «как Мамай прошел», «иду на «вы» — у каждого такого фразеологизма своя история. Например, сегодня мало кто знает, что выражение «гонять лодыря» появилось в Москве в XIX веке — в ту пору, когда там работал немецкий врач Лодер. Этот доктор советовал бегать от инфаркта трусцой, и москвичи при виде бегущего горожанина стали повторять фразу, ставшую крылатой… Конечно, такие нюансы могли бы добавить красок в урок русского и литературы.

А вот по поводу преподавания церковно-славянского языка единого мнения пока не выработано.

— Ректор МГУ академик Садовничий перепугал просвещенную российскую общественность, поставив вопрос о необходимости изучения церковно-славянского языка в средней школе. Я думаю, наше общество к этому не готово. Для того чтобы преподавать, должны быть соответствующие преподаватели, — озвучил свою точку зрения Леонид Панин, но заявил, что рекомендацию ректора нужно принять как некую перспективу.

Ведь для русского человека церковно-славянский язык — примерно то же самое, что для культурного европейца латынь и древнегреческий. За каждым из этих трех языков стоит не просто отдельный народ, а христианская цивилизация. Кроме того, церковно-славянский язык делает понятными духовные ценности, объединявшие Россию, Украину и Белоруссию. Для современного мира, раздираемого противоречиями, это чрезвычайно важно.

Тенденция нечтения
То, что россияне мало читают, — миф, заверила директор НГОНБ Светлана Тарасова, приведя в качестве аргумента результаты сентябрьского исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения. По данным мониторинга, в возрастной группе россиян старше 18 лет книги читают 96 процентов. Характерно, что в 2014 году читающих граждан было меньше — 65 процентов. Получается, интерес к книге растет.

Впрочем, с чтением детей и подростков картина иная. В 2014–2015 годах Российская государственная детская библиотека провела исследование и пришла к выводу, что среди детей до 15 лет читают регулярно 28 процентов, 13 процентов не представляют жизни без книг, а 43 процента читают для выполнения школьных заданий.

Чем опасна тенденция нечтения? Тем, что люди с трудом облекают мысли в слова, утрачивают навыки чтения и письма настолько, что оказываются неспособными воспринимать смысл  короткого несложного текста.

Как воспитать у ребенка вкус к чтению?
Борис Пивоваров, председатель отдела религиозного образования и катехизации Новосибирской митрополии, доктор богословия, отметил, что в каждую эпоху были свои трудности. Если в советские годы нужно было преодолевать идеологические препоны, железный занавес, то век Интернета притупляет критическое мышление. Яркая картинка бьет по эмоциям, хлесткое слово входит в сознание, а настоящее, крепкое знание подменяется мнением — например, мнением блогера, который набирает рекордное количество лайков.

Как справиться с этой бедой?
Борис Пивоваров напомнил об инициативе «Общества русской словесности» ввести в школьные программы «золотой канон» русской литературы. Правда, эта инициатива вызвала много вопросов: зачем выстраивать всех в одну шеренгу? Почему бы не дать возможность школам определять круг чтения самим? По словам Бориса Пивоварова, «золотой канон» не отменяет вариативности программы и учителям стоит обратить внимание на «Цветослов», выпущенный еще в 2010 году. Эта хрестоматия включает в себя самое-самое — шедевры, на которых надо взращивать вкус, читая их по вечерам в семьях.

Впрочем, насильно мил не будешь. Если ребенок привык к «развлекаловке», заинтересовать его глубокой, умной книгой будет трудно. Но в заключение Борис Пивоваров напомнил притчу о том, как один послушник спросил опытного подвижника: надо ли читать Евангелие, если почти ничего не понимаешь? Старец в ответ попросил снять с плетня один из кувшинов, наполнить водой, а затем ее вылить. И задал вопрос: «Какой из кувшинов чище?» — «Тот, в котором была вода…»

— Душа ребенка чувствительнее фотографической пленки, на которой отпечатлевается все, что возникало перед объективом на долю секунды. Что-то увидел по телевизору, что-то прочитал в сетях, и все это остается в душе и сердце, — сказал Борис Пивоваров и подчеркнул: правильное развитие можно обеспечить только совместными усилиями родителей, воспитателей и учителей.

Комментарии
ТИХОН, митрополит Владимирский и Суздальский (до 28 декабря 2018 года митрополит Новосибирский и Бердский), председатель НРОО «Общество русской словесности»:
— Родной язык — это хранилище сокровищ национальной культуры, исторической памяти, народной мудрости… Наше слово — плод нашей души, вызревший в сердце, свидетельствующий о том, чему мы посвятили себя. «Речь» — по-славянски «река». Если в реке загрязнение, если речь загрязняется постыдными словами — это серьезный сигнал о том, что совесть потеряла контроль над разумом. Словом мы проявляем самые возвышенные чувства: обращаемся с молитвой к Богу, с утешением — к ближнему. Имеющий такие слова человек взращивает райский сад в своем сердце.

Юрий ПЕТУХОВ, первый заместитель губернатора:
— Русский язык, классическая литература всегда были и остаются основами духовных и исторических ценностей. Это связь с культурой нашего народа, сопричастность судьбе Отечества — то, что объединяет людей в нацию. Второй год региональное отделение «Общества русской словесности» становится площадкой для выработки консолидированных подходов по вопросам продвижения русского языка, популяризации отечественной литературы, помощи молодым талантливым писателям, педагогам.