Возвращался солдат с фронта...
Прошло более ста лет с того момента, как началась Первая мировая война. Одним из участников тех событий был мой дедушка — Абрам Михайлович Попов.
Немногим ранее, с 1905 по 1908 год, он уже служил в армии. Но тогда это была мирная служба, а теперь из Лобино шел на войну молодой мужчина, глава семьи, в которой росли две девочки, одной на тот момент было три года, другой — годик.
В ходе первой мобилизационной волны дедушка был зачислен в состав 50-го Сибирского стрелкового полка, сформированного в Барнаульском уезде. Что пришлось увидеть и пережить солдату на войне, одному богу известно. На фронте он неоднократно попадал под артиллерийский и пулеметный огонь противника, узнал убийственную силу газовых атак. Несмотря на то что в частях не хватало пушек, пулеметов, лекарств и пропитания, русские солдаты дрались отважно. Участвуя в военных действиях против кайзеровских войск с 1914 по 1918 год, дедушка дошел до столицы Австрии — Вены.
После октября 1917 года, когда свершилась революция, в армии стали нарастать антивоенные настроения. Тем не менее отдельные стрелковые подразделения, верные присяге, продолжали оказывать сопротивление германским войскам. И только в мае 1918 года был подписан приказ о расформировании части, в которой воевал дедушка.
Дорога с фронта домой оказалась долгой и тяжелой. В России полыхал пожар Гражданской войны. Порой, чтобы утолить голод, приходилось менять что-нибудь из скудного солдатского снаряжения на продукты. Иногда удавалось на сдачу получить деньги. Банкнота Временного правительства достоинством 1 рубль так и осталась у дедушки неизрасходованной, теперь она часть семейной коллекции.
Все осложнялось еще и тем, что путь до Лобино проходил по территории, занятой мятежным Чехословацким корпусом. Чуть позднее к чехам присоединились колчаковцы. На каждой станции приходилось отвечать на вопросы: кто ты? откуда? на чьей ты стороне? И уже почти добравшись домой, на железнодорожной станции Карасук, дедушку в очередной раз наткнулся на патруль, который арестовал его и передал коменданту. Тот пытался заставить солдата присоединиться к армии Колчака. Как рассказывал дед, за отказ комендант угрожал расстрелом. К счастью, арестант смог совершить побег и остался жив.
Наконец к осени 1918 года дедушка добрался до родного дома в селе Лобино и 29 октября отметил 35-летие. Однако заняться мирным трудом не получилось. Дедушка вступил в партизанский отряд. Партизаны Краснозерского района всячески противодействовали колчаковцам, и до Лобино карателям дойти не удалось. В дальнейшем дедушка вступил в партию и был избран секретарем Лобинского ревкома. Вся его трудовая деятельность была связана с родным селом. Частица его труда в насыпной дороге на Нижнечеремошное, в сенокосных лугах и пашнях вокруг Лобино. До 70 лет он трудился на благо родного села и только в середине 50-х годов переехал в Карасук, чтобы помогать сыновьям.