«Важно, чтобы фамилия жила»
Михаил ВЫЖИТОВИЧ, меценат, главный эксперт Контрольно-счетной палаты Новосибирской области, почетный дорожник РФ, заслуженный строитель РФ, 71 год, Новосибирск
Я родился через год после того, как отец вернулся с фронта, — в 1947-м. Если бы он погиб, меня не было бы на свете. Поэтому для меня 9 Мая — как день рождения.
Еще до войны, в 1940 году, родился мой старший брат. Отец в это время служил в армии. Его отпустили домой, чтобы увидел сына. В поезде отец узнал, что началась война. Он развернулся на полпути и отправился обратно в часть. Володю впервые увидел уже шестилетним мальчиком. Как мне рассказывали, мой брат после капитуляции Германии почти год не покидал крышу, откуда караулил дорогу из райцентра — не идет ли отец.
Самое страшное, что отец про войну рассказал, — это когда они получили новые автомобили в Мурманске, загрузили их мукой и приехали по Ладожскому озеру в блокадный Ленинград. Там их окружила большая толпа голодных людей. Оцепление пыталось их не пускать, но люди все равно прорывались к машинам, разрывали мешки, ели муку и тут же умирали. На обратном пути отец вывозил из Ленинграда детей. К тому времени, когда он приехал на берег, половина детей погибла.
Дома у меня музей — все мои предки, древо семьи — восемь поколений по отцу, шесть по матери. В этом году я издал семейную сагу к столетию отца Ильи Михайловича и матери Натальи Романовны. Со старинными фотографиями, историями, которые удалось узнать. С эпиграфом из Пушкина: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости».
Мой прадед — польский шляхтич. Чтобы отыскать сведения о нем, три дня не вылезал из архива в Томске. Оказывается, после польского восстания в 1863 году, тогда Польша входила в состав России, его выслали в Земляную Заимку Чановского района, где он стал одним из основателей села второй волны. Там он женился на русской, рязанской девушке, у них родились четверо сыновей, один из которых — мой дед.
В Земляной Заимке, которая существует с 1720 года, я на собственные средства поставил памятник основателям села — хотел восстановить память о предках, чтобы они были примером для подрастающего поколения. Обелиск из красного гранита с фамилиями тех, кто вложил в эту землю труд и душу, кто защищал, стоит на главной площади. Там имена и моих дедов. «Предкам от благодарных потомков» — мне кажется, впервые в истории нашей области предкам поставили памятник.
Были и многие другие проекты, которые считал важным осуществить. В 2017 году к столетию матери построил за свои деньги, подкрепившись помощью зятя и сына, церковь имени святой мученицы Натальи в селе Тебисское. Там восемь сел вокруг и до этого времени не было храма. В 2018-м обустроил брошенный родник в Тогучине. Вывез оттуда самосвал мусора! Построил мостики, дорожки, скамейки, лестницу, часовню. Родник освятил владыка Искитимский, Черепановский и Тогучинский Лука. Туда стали ездить люди. В Тебисской средней школе, где учился, установил гранитную мемориальную доску в память о любимой учительнице начальных классов Антонине Михайловне Непомнящих. Заслуженный учитель России, отличник народного образования. Но она давно умерла, и о ней как бы забыли. Мне не хочется, чтобы так было.
Мне близко ощущение большой семьи. На презентации моей книги «Семейная сага: три века — восемь поколений» были 30 родственников. На открытие памятника отцу приехали 40 человек из разных городов. Я считаю, что тот, кто не знает историю, живет опытом одного поколения, а тот, кто знает, пользуется опытом многих поколений.
У моего сына родилась девочка. Выйдет замуж и нашу фамилию, видимо, потеряет. У дочери два сына, и мы договорились с их родителями — получая паспорта, внуки взяли мою фамилию. Сейчас они продолжатели рода. Важно, чтобы фамилия жила. Иначе все, что я делал, уйдет в никуда.
Уравниловка двух полов — я этого не понимаю. Когда женщина штангу поднимает, управляет в семье всем и вся, толку от этого не бывает. Много слабых мужчин появилось, потому что пропагандируется женская сила. И женщины начали подбирать себе таких мужчин, которые будут им подчиняться. Потом сожалеют. Я бы никогда не выдержал давления женщины. Мной не покомандуешь.
Нынешнее образование мне не нравится. Мои внуки учатся в восьмом и десятом классе — 80 процентов детей пользуются услугами репетиторов. Когда учился я, мы отличное образование получали на уроках в школе. Плохо и то, что нынешних детей отлучают от труда. Только те, кто хочет уничтожить страну, могут пропагандировать такое. Беда и в том, что полностью отсутствует система воспитания в школе. Ребенок не защищен ничем, а ему учитель не может ни указать, ни приказать. Расстрел в Керчи — следствие этого. Путин сказал, что это последствия глобализма. На мой взгляд, это последствия отсутствия воспитания. В этом виноваты те, кто пишет такие программы для образования.
Самая главная характеристика нашего времени — неопределенность будущего. Раньше мы знали, что нас никто не бросит, что есть уверенность в том, что мы будем жить, работать и все у нас будет. Сегодня у молодых нет такой уверенности. Проблемы большие в стране — вот что обидно. Мы, старшее поколение, много труда положили, и это все сегодня превратили в разруху — вот что обидно. Села, за редким исключением, уничтожены. Стоят остовы ферм, зданий — как война прошла.
Безденежье человека оскорбляет, калечит его лучшие качества, унижает. Без денег в нашем обществе жить невозможно. Деньги делают человека независимым. А большие деньги, как правило, портят.
Россия — страна богатая не только ресурсами, но и людьми. Наш народ достоин грамотного, порядочного управления. И тогда он приобретет те черты, которые утратил. Эти качества еще не все потеряны. Пока живо старое поколение, много чего сохранилось из того, что было создано раньше.
Неудачи переживаю тяжело. Но в то же время всегда говорил: если чего-то не добился, не успел, не сделал, не нашел общий язык или ошибку допустил — в этом только сам виноват.
Счастье — это удовлетворенность жизнью.
Чем дольше живешь, тем больше жить хочется. Жизнь — хорошая штука. Появилась возможность уделять время себе, окружающим, заниматься тем, чем хочешь, раньше не получалось. Но свободного, праздного времени все равно нет. Занимаюсь делами, которые считаю очень важными для будущих поколений. Когда занят, тогда все интересно.