USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Берег правый — как стена

А. М. ПОПОВ. Подготовила Инна ВОЛОШИНА

Все неоднократно смотрели фильм, поставленный по мотивам повести Юрия Бондарева «Батальоны просят огня», где события развора­чиваются при форси­ровании Днепра осенью 1943 года. 75 лет назад в схожей ситуации оказались части 48-й Гвардейской стрелковой дивизии, входившие в состав Степного фронта под командованием И. С. Конева.

После того как 23 августа 1943 года был освобожден Харьков, фашисты, чтобы не попасть в котел, стали отводить свои войска за Днепр, пытаясь контратаковать.

Чем ближе к Днепру, тем сильнее нарастало противостояние. Несмотря на яростное сопротивление немецких войск, в конце сентября 1943 года бойцы 57-й армии подошли к левому берегу Днепра и с ходу стали форсировать эту великую реку. В числе передовых подразделений были части 48-й Гвардейской стрелковой дивизии, в том числе расчеты батареи 76-миллиметровых орудий. Для форсирования реки подразделения использовали подручный материал: для орудий мастерили плоты из досок, а для себя просто набивали плащ-палатки соломой.

Мой отец Михаил Попов рассказывал, что танковым атакам не было конца, одна волна сменялась второй, третьей. Фашисты упорно пытались уничтожить наш плацдарм и сбросить бойцов в волны Днепра. В этой ситуации командир батареи поручил ему найти дивизион, уточнить дальнейшие действия и, самое главное, попросить о пополнении артиллерийского боекомлекта.

Двигаясь к берегу Днепра по изрытому воронками полю, отец вдруг наткнулся на немецкий танк. В любой момент танк мог выстрелить. Эх, сейчас бы противотанковую гранату или лимонку! К сожалению, у него не было ни того, ни другого. Но что-то надо было предпринять. Чтобы спасти товарищей от неминуемой гибели, отец бросил в открытый люк твердый ком земли и побежал в сторону Днепра. Через некоторое время заработал немецкий пулемет, одна очередь — недолет, вторая — слышно, как пули тыкаются в землю совсем рядом. Вражеский пулемет вскоре прекратил свою работу, и повисла зловещая тишина. И как только Михаил сделал бросок наверх, немецкий танк выстрелил и попал туда, где только что находился мой отец.

Добравшись до командира артиллерийского дивизиона, он понял, что на помощь рассчитывать нечего: переправа основных сил задерживается, снарядов нет — снабжение еще не наладилось. А боевое задание было четким: плацдарм должен быть удержан любой ценой, пока не подойдет подмога.

Небольшой овраг нескольку раз переходил из рук в руки. Артиллеристы и пехотинцы проявляли мужество и массовый героизм в борьбе с превосходящими силами противника. Батарея 76-миллиметровых орудий, в которой воевал отец, с открытых позиций вела огонь по немецким танкам, которые пытались выбить гвардейцев с высоты. Было подбито два фашистских танка. В итоге части дивизии не только удерживали занятый плацдарм до 15 октября, но и сумели расширить его. Они полностью освободили населенный пункт Домоткань и содействовали соседней армии во взятии Днепродзержинска. Так началась эпопея освобождения правобережной Украины от фашистских захватчиков.

Тысячи воинов награждены орденами и медалями. Впервые большое количество бойцов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Многие погибли, и мы должны помнить тех, кто не щадил себя в борьбе за независимость нашего Отечества.

А впереди бойцов ждали жесточайшие зимние бои за центр металлургической промышленности Кривой Рог, февральские ледяные дожди, от которых не было никакого спасения, разлившиеся лиманы Южного Буга и непролазные фронтовые дороги, залитые по колено весенним паводком, по которым шли наши солдаты в стоптанных валенках, но это уже другая история.