USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Не излечить, но сострадать

По материалам пресс-службы Заксобрания
Фото с сайта pixabay.com
Фото с сайта pixabay.com

Как поддерживают обреченных на преждевременную гибель больных, чего не хватает?

Проблемы и перспективы системы паллиативной медицины в Новосибирской области стали предметом обсуждения на заседании комитета Законодательного собрания по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения.

Зрелость общества определяется его отношением к самым беспомощным — детям и старикам. Это известное всем выражение можно продолжить: отношением к людям, которым практическая медицина уже не может помочь. Речь о паллиативной медицине, которая до недавнего времени в нашей стране была уделом очень немногих специалистов. Только в мае 2015 года вышло два приказа Министерства здравоохранения РФ об утверждении Порядка оказания паллиативной помощи взрослым и детям.

Целью такой помощи, как говорится в документах, является «улучшение качества жизни граждан, страдающих неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями и состояниями, которые приводят к преждевременной смерти», а основной задачей — «эффективное и своевременное избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания».

В соответствии с документами паллиативная помощь может оказываться амбулаторно, в том числе на дому, и стационарно. Для этого в каждом субъекте РФ должны быть предусмотрены места для таких больных из расчета 100 коек на 1 миллион живущих в регионе.

«В каком состоянии система паллиативной помощи в Новосибирской области?» — поставили вопрос депутаты регионального парламента.

Стационар или амбулаторное обслуживание?
Как рассказал на заседании профильного комитета министр здравоохранения Новосибирской области Константин Хальзов, в настоящее время паллиативная медицинская помощь в условиях стационара взрослым больным оказывается в двух медучреждениях: в Новосибирской клинической районной больнице № 1, где есть паллиативное отделение онкологического профиля на 30 коек, и в Линевской районной больнице (20 коек). Дети получают помощь в паллиативном отделении общего профиля Новосибирской клинической районной больницы № 1 (пять коек) и в Новосибирской клинической центральной районной больнице (одна койка, профиль — онкогематология).

Новосибирской клинической районной больницей № 1 организована работа патронажной паллиативной службы в составе четырех выездных бригад (по две бригады для детей и взрослых) и открыт первый в Новосибирской области кабинет паллиативной медицинской помощи для обслуживания взрослых.

По информации министра, в 2017 году паллиативное лечение в условиях стационара прошли 734 взрослых пациента и 97 детей. Бригады паллиативной помощи выезжали к взрослым 3 494 раза, к детям — 2 017 раз.

044-07-02.jpg

Депутаты Сергей Конько, Александр Семенюк, Зора Струкачева. Фото предоставлено пресс-службой Заксобрания НСО

Областной бюджет затратил на паллиативную помощь 31 миллион рублей. В текущем году на эти цели выделен 51 миллион рублей.

Планируется открыть отделения паллиативной помощи в 12-й больнице Новосибирска, в Сузуне и Карасуке. Таким образом, добавится почти 50 коек, что по нормативам практически закрывает потребность взрослого населения региона в паллиативной помощи.

По мнению Александра Семенюка, наряду со стационарной сегодня также важно развивать амбулаторную паллиативную помощь.

— Все хотят умирать в своей постели, дома. Это нормальное человеческое желание. Врач, медсестра обязаны проконсультировать родственников, научить основам ухода за больным. Но это может семейный врач, а не наш загнанный участковый. Однако именно по этому пути нужно идти. Даже при условии выполнения нормативов в областном центре далеко не все нуждающиеся могут получить паллиативную помощь. Что уж говорить о селе! — высказал свое мнение парламентарий.

Потребность в опиоидах закрыта
Крайне важный вопрос для паллиативных больных — купирование болевого синдрома. На данный момент отпуск наркотических и психотропных лекарственных препаратов льготным категориям граждан осуществляется в 41 аптечном пункте.

С января по октябрь текущего года на обеспечение подобными препаратами льготных категорий граждан из областного бюджета выделен 1 миллион рублей, из федерального — 11,5 миллиона.

— Правительство Великобритании приняло решение о прекращении поставок в Россию опиоидных субстанций, — напомнил депутат Александр Семенюк. — Есть ли в Новосибирской области запасы препаратов опийного направления?

По словам Константина Хальзова, обезболивающие препараты минздравом области закуплены на полгода вперед. Регион получил федеральный трансферт в размере более 89 миллионов рублей — в том числе на обеспечение ста процентов расчетной потребности в наркотических лекарственных препаратах. Также полностью закрыта потребность в медицинских изделиях организаций, оказывающих паллиативную медицинскую помощь. Министр отметил, что в области 18 детей нуждаются в искусственной вентиляции легких в домашних условиях. Благодаря трансферту все они такую возможность получат.

Будет ли толк от переподготовки?
Заместитель председателя комитета Татьяна Есипова обратила внимание на проблему подготовки кадров.

— Принципиально решить, кто именно будет вести переподготовку врачей. Сотрудничая в деле помощи детям, я общаюсь со многими высшими учебными заведениями. И нередко замечаю, что теоретические знания, которые там дают, отстают от уже наработанной практики. Поэтому, когда эти курсы переподготовки начнут функционировать, очень важно приглашать ведущих отечественных специалистов в этой сфере. Очень важно, чтобы и сами врачи была заинтересованы в обучении паллиативной медицине. Иначе толку от такой «переподготовки» будет немного, — считает Татьяна Есипова.

Депутаты подчеркнули, что будут «держать руку на пульсе» паллиативной медицины региона.