95 лет контрольным органам Российской Федерации
Казна — сердце государства.
П. Буаст
Согласно известному афоризму французского философа Пьера Буаста, стабильность государства обеспечивается полнотой казны и эффективностью расходов, которая, в свою очередь, зависит от того, на каком уровне в государстве организован финансовый контроль.
История финансового контроля в России неразрывно связана со становлением и развитием государственности. В царствование Алексея Михайловича под кураторством царской Думы в 1656 году был учрежден Счетный приказ, или Приказ счетных дел, с этого момента контроль за расходованием казенных средств стал государственным. В 1720 году император Петр I учредил специальный контрольный орган по управлению финансами — ревизионную коллегию. В 1892 году был принят первый в истории России закон о государственном контроле, который имел решающее значение для укрепления финансового контроля в государстве. В этом законе были закреплены те изменения в организации, формах, методах и деятельности государственного финансового контроля, которые произошли на протяжении почти двух с половиной столетий его развития. Согласно закону во главе стоял государственный контролер, пользовавшийся всеми правами и властью министра, с 1905 года он стал членом Совета министров. Государственному контролеру подчинялись все центральные и местные учреждения контроля, он утверждал ревизионные инструкции, подбирал кандидатов для замещения высших должностей, назначал и увольнял руководящий ревизорский и контролерский состав ведомства. Государственный контроль на местах осуществляли контрольные палаты и специальные учреждения. В советский период реализация функции государственного финансового контроля была возложена на Народный комиссариат финансов (с 1946 года — Министерство финансов) и его подразделения.
23 октября 1923 года постановлением правительства в составе Народного комиссариата финансов было создано финансово-контрольное управление (ФКУ) с органами на местах для проведения документальных ревизий на предприятиях и в организациях. Финансово-контрольные управления находились при финансовых органах и подчинялись непосредственно Народному комиссару финансов, а на местах — руководителю финансового органа и имели свою смету. С этого момента они обрели самостоятельный статус, возродилась профессия ревизора-контролера. В этом году контрольно-ревизионным органам Российской Федерации исполняется 95 лет.
За почти вековую историю нарабатывался опыт, использовались новые методы и практики контрольной работы, менялась организационная структура, но неизменной оставалась цель: во все периоды своей деятельности органы финансового контроля выполняли важную государственную функцию контроля за использованием бюджетных (общественных) средств, обеспечивая их целевое и эффективное расходование.
Важным этапом в развитии органов финансового контроля стала реорганизация, проведенная в соответствии с указом Президента РФ № 41 от 2 февраля 2016 года «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере», в соответствии с которым функция контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере была возложена на Федеральное казначейство. Данное решение позволило совместить в одних руках текущий (оперативный) контроль за использованием бюджетных средств, осуществляемый Федеральным казначейством, с последующим финансовым контролем. Организация контроля за исполнением законодательства в сфере контрактных отношений в части проверки обоснованности закупок, соблюдения правил нормирования, обоснования цены контракта, которая включена в план-график, добавила к двум перечисленным формам предварительный финансовый контроль, который осуществляется до заключения контракта.
Финансово-бюджетный контроль, организованный на всех стадиях прохождения бюджетных средств, начиная с этапа принятия решения о направлении их использования, существенно повышает его эффективность, так как позволяет не только фиксировать бюджетные нарушения, но и предотвращать финансовые потери, связанные с нецелевым и неэффективным использованием бюджетных средств.
В Новониколаевской губернии подразделение финансово-контрольного управления было создано приказом уполнаркомфина по Сибири 1 февраля 1924 года. Если раньше ревизионную работу фактически возглавляли и проводили заведующие губернскими финансовыми отделами и их заместители, то с этого момента функция финансово-бюджетного контроля осуществлялась ревизорами финансово-контрольного управления, главной задачей ФКУ являлся последующий документальный контроль.
Сегодня Управление Федерального казначейства по Новосибирской области является центром компетенции по осуществлению функции финансово-бюджетного контроля в Сибирском федеральном округе, силами контролеров-ревизоров 6 отделов осуществляется внутренний финансово-бюджетный контроль на территории Новосибирской области и других субъектов Российской Федерации в соответствии с планом контрольной работы, по запросам правоохранительных органов, полномочного представителя Президента РФ и обращениям граждан.
По итогам работы в 2017 году проведено 185 ревизий и проверок, из них по 136 выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Общая сумма проверенных средств составила 75,5 миллиарда рублей, выявлено нарушений на сумму 4,5 миллиарда рублей. Объектам контроля направлено 18 предписаний, 92 представления, 4 уведомления о применении бюджетных мер принуждения. Устранено нарушений на 15,1 миллиона рублей. Должностными лицами управления составлено 111 протоколов об административных правонарушениях, общая сумма штрафов, поступивших в федеральный бюджет, составила 628,7 тысячи рублей.