USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Сиротам отведут не более 25 % квартир в домах

Светлана ВОЛОХИНА, «ИЗВЕСТИЯ»
Фото Зураба ДЖАВАХАДЗЕ
Фото Зураба ДЖАВАХАДЗЕ

Это также станет стимулом для застройщиков возводить жилье более высокого качества

Количество квартир для сирот в доме должно быть ограничено долей в 25 %. Такую поправку в правительственный законопроект об обеспе­чении сирот жильем приняла Госдума во втором чтении.

В противном случае создаются «сиротские анклавы», неблагополучная среда. Кроме того, застройщики, зная, что все жилье пойдет на социальные нужды, нередко сдают дома низкого качества. Об этом «Известиям» рассказала автор поправки депутат Госдумы от «Единой России» Ольга Баталина.

Общее количество жилых помещений для детей-сирот в многоквартирном доме не может превышать 25 %. Госдума одобрила во втором чтении правительственный законопроект о защите жилищных прав этой категории граждан. В него вошла соответствующая поправка. По словам Ольги Баталиной, сегодня у горожан вызывают беспокойство «сиротские анклавы», состоящие из домов, которые полностью переданы для нужд сирот. В результате не происходит социализации и адаптации молодых людей, которые начали самостоятельную жизнь после интернатов. Дом, в котором живут только дети-сироты, это, по сути, тот же интернат, указывает она.

Кроме того, когда строитель понимает, что здание полностью передадут сиротам, он не всегда заботится о качестве жилья, удобных планировках квартир, добавила Ольга Баталина. Ограничение на количество жилых помещений, приобретаемых в одном доме для нужд сирот, будет стимулировать повышение качества строящегося жилья, так как оставшиеся 75 % надо будет продать на рынке.

— Сегодня мы получаем довольно большое количество жалоб, что в квартирах холодно, повсюду грибок, использованы некачественные отделочные материалы, где-то протекает крыша, — отметила она.

В таких домах выделяются квартиры-малометражки. По словам Ольги Баталиной, регионы заинтересованы в покупке квартир как можно меньшей площади, чтобы максимально приблизиться к социальным нормативам, не увеличивая таким образом регионального софинансирования.

Формирование определенных асоциальных групп населения и, как следствие, социальная напряженность действительно могут стать административной проблемой. Эта законодательная инициатива выглядит логичным способом ее разрешить, полагает генеральный директор управляющей компании «Эксперт», входящей в строительный концерн «Крост», Денис Троценко. С другой стороны, он сомневается, что это ограничение станет дополнительным стимулом для строителей работать лучше. Это объясняется тем, что все строительные процессы, включая ввод в эксплуатацию, и так строго регламентируются и жестко контролируются надзорными органами. Не имеет значения, какое жилье строится, коммерческое или социальное, — нормативы для всех одинаковые, сказал эксперт. Да и репутация застройщиков стоит дороже, чем экономия на материалах, даже если это социальное жилье.

Если дом не соответствует техническим условиям заказчика, то он не может быть принят, соглашается директор по развитию группы компаний «Гранель» Андрей Цвет.

По словам депутата, в регионах чаще всего жилье для детей-сирот строят одна-две компании, для них вопрос репутации чаще всего не стоит.

Законопроект правительства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, был внесен в Госдуму в декабре 2017 года. Он утверждает порядок формирования списка тех, кто должен быть обеспечен жильем. Как заявлял премьер-министр Дмитрий Медведев, по состоянию на 1 июня 2017 года «эта цифра довольно значительная — 167 тысяч человек». Она уменьшается, но, конечно, не такими темпами, как хотелось бы, говорил председатель правительства.

В июне 2018 года детский омбудсмен Анна Кузнецова на встрече с Президентом Владимиром Путиным предложила передать этот вопрос из системы образования в профильное ведомство, например в Минстрой. Министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев сказал «Известиям», что передача ответственности не поможет ускорить движение очереди на квартиры. Ольга Баталина полагает, что решение проблем детей-сирот не должно быть ограничено полномочиями только одного из ведомств.