USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Эх, как бы мы поехали!

Татьяна РЕШКЕ

Во сколько обойдется создание идеальной транспортной модели в регионе?

Концепцию транспортной стратегии Новосибирской области до 2030 года обсудили на заседании профильного комитета регионального Законодательного собрания.

Как будет формироваться транспортный каркас Новосибирской агломерации? Проект документа развития в региональном правительстве начали разрабатывать в ноябре прошлого года. В мае 2018-го стратегия была представлена на VII Международном Сибирском транспортном форуме. На днях Анатолий Костылевский, врио министра транспорта и дорожного хозяйства региона, сообщил депутатам новые подробности.

Над документом трудились три десятка экспертов — специалисты в самых разных направлениях градостроительного и транспортного планирования. Были приняты во внимание предложения участников рабочих групп. По словам Анатолия Костылевского, проект транспортной стратегии региона получил положительную рецензию Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики.

От инерции к оптимизму

Команду разработчиков стратегии на заседании представлял ректор Сибирского государственного университета путей сообщения Алексей Манаков. Он подчеркнул, что документ создавали с учетом выгодного географического положения региона, который является крупнейшим транспортно-распределительным и транзитным узлом восточной части России. В планах построить единое транспортное кольцо. Эксперты считают, что это даст возможность повысить торгово-промышленный потенциал области в два раза и заметно уменьшит количество транзитного транспорта на улицах Новосибирска.

Вариантов развития предусмотрено три: инерционный — без встраивания региона в новый международный Шелковый путь и комплексного развития Южно-Сибирского транспортного узла с центром в Новосибирске; умеренный — с развитием узла; оптимистичный — самый полный. Если регион примет третий вариант, на развитие программы до 2030 года понадобится около 1,3 триллиона рублей. Их потратят на целый комплекс преобразований. Так, между районами области будет развиваться авиа- и железнодорожное сообщение, начнет воплощаться в жизнь проект «Городская электричка». Кроме того, предстоит развивать общественный транспорт, реконструировать и строить автотрассы.

В «дорожной карте» стратегии обозначено несколько приоритетов. Это строительство четвертого моста через Обь, Восточного обхода, Юго-Западного транзита, реконструкция федеральных автодорог Р-254 «Иртыш» и Р-255 «Сибирь», региональных трасс К-17р Новосибирск — Кочки — Павлодар и К-19р Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий. Все это создаст совершенно новые условия для жизни в мегаполисе и Новосибирской агломерации.

О приоритетах спорят

Когда доклады были выслушаны, началась дискуссия. Депутат Владислав Кошкин заявил, что ситуацию с движением пассажиров и грузов надо рассматривать шире, а также предложил более четко расставить приоритеты. Например, определить, на развитие какого именно вида транспорта стоит обратить пристальное внимание.

— Либо мы концентрируемся на реконструкции дорог, либо ставим вопрос о скоростном сообщении по железной дороге. А может, это авиация или водный транспорт? На эти вопросы ответов в стратегии я не нашел, — отметил Кошкин.

Алексей Манаков пояснил, что разработчики документа старались предус­мотреть развитие всех видов транспорта. Эксперты ставили перед собой задачу оставаться на земле, не увлекаться фантазиями и в итоге сделать из транспортной схемы «мультипользовательский» документ. В частности, схема может пригодиться для планирования жилой застройки.

Впрочем, есть и такой вид транспорта, развития которого в стратегии не предусмотрели, — это малая авиация. Между тем вертолетное сообщение могло бы соединить областной центр с самыми дальними точками региона — Кыштовским, Северным районами и так далее. Будут ли малые воздушные суда бороздить небо над нашим регионом? Этим поинтересовалась депутат Елена Тырина. По словам Алексея Манакова, развитие малой авиации в концепции не предусмотрено. Однако поскольку депутаты этот вопрос подняли, возможно, разработчики постараются найти на него ответ.

Председатель комитета Фёдор Николаев предложил прописать более конкретно, откуда возьмутся средства для реализации стратегии. Что мы можем себе позволить хотя бы на первом этапе, в ближайшие шесть лет?

По словам Анатолия Костылевского, источники финансирования до 2030 года можно назвать только примерно: это федеральный и региональный бюджеты, программа развития РЖД, частные вложения. Задача региона — привлекать федеральные средства, искать внебюджетные источники.

— Только на дороги потребуется 297 миллиардов рублей, — напомнил Фёдор Николаев. — Таких финансов у нас пока нет, но мы должны ставить себе амбициозные планы и пытаться их достигать. Проекты нужно ранжировать и по приоритетности, и по финансированию, определить, на что хватает бюджетов, посмотреть, какие еще источники можно привлечь.

Есть что обсуждать

Транспортная стратегия, обсуждение которой идет сегодня, уже не первый такой документ, отметил депутат Валерий Ильенко.

— Да, она вызывает много вопросов и замечаний, однако при условии доработок стратегию нужно принимать, иначе мы будем барахтаться на одном месте, — сказал законодатель.

По мнению Ильенко, к обсуждению стратегии нужно более активно привлекать общественников. Ведь они, как говорится, «не сторонние люди» и хорошо разбираются во многих жизненно важных вопросах.

— Главный плюс этого проекта в том, что он в принципе появился, — резюмировал Фёдор Николаев. — Пусть сегодня он еще не в законченном исполнении — примерно 80 процентов, но мы его сегодня увидели в «больших мазках», и нам есть что обсуждать.

Очень важно, что документ базируется не только на экспертных мнениях, но и на математических расчетах — на моделировании самых разных сценариев развития ситуации. Еще один плюс в том, что проект синхронизирован с транспортной стратегией Новосибирска и стратегиями регионов-соседей.

В итоге депутаты утвердили проект, но с условием, что документ откорректируют. По плану эту работу завершат к осени. Документ станет частью общей стратегии социально-экономического развития Новосибирской области до 2030 года, и его будут использовать при планировании бюджета на 2019 год.

ЦИФРА

Около 1,3 триллиона рублей потребует реализация проектов, включенных в транспортную стратегию Новосибирской области до 2030 года.