Тарифы поневоле
Плата за коммунальные услуги: между молотом и наковальней
Заместитель председателя межотраслевого совета потребителей по вопросам естественных монополий при губернаторе Новосибирской области Сергей Трапезников поручил разобраться в причинах неисполнения или неэффективности инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций. На состоявшемся на прошлой неделе заседании совета этот вопрос возник в связи с обсуждением одной из важных тем — тарифов на услуги ЖКХ.
С 1 июля 2018 года в России выросли тарифы на жилищно-коммунальные услуги. В Новосибирской области они увеличились на 3 процента — один из самых низких по стране показателей. Однако такая идиллия, по сути, мина замедленного действия, считают многие участники совета: установленные в регионе тарифы не дают ресурсоснабжающим организациям вкладывать средства в развитие.
— Те ограничения, которые существуют, не позволяют в полной мере реализовывать мероприятия по реконструкции, реновации, строительству новых сетей, подключению новых потребителей, — сказал руководитель регионального департамента по тарифам Гарей Асмодьяров. — Но мы понимаем проблемы ресурсоснабжающих организаций, которые реализуют инвестиционные программы. Мы должны взвешивать баланс, чтобы понимать, куда мы движемся.
Коллегу по совету поддержал и. о. министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области Денис Архипов. По его словам, ведомство наблюдает сокращение инвестиционной составляющей предприятий.
— Очень важно наполнение инвестиционных программ, потому что это тот инструмент, который позволяет снижать себестоимость продукции, повышает энергосбережение, энергоэффективность. Если он недостаточен, то мы такие задачи решить не сможем. Там, где его хватает, целевые индикаторы достигаются. Поэтому у меня будет такая же просьба, — заявил Архипов.
По мнению Вадима Агеенко, заместителя председателя комитета по строительству и ЖКХ регионального парламента, в Новосибирской области процент индексации тарифов и в самом деле занижен.
— Мы вынуждаем ресурсоснабжающие организации сокращать расходы и тем самым загоняем эти хозяйства, — считает Агеенко. — Еще когда губернатором был Владимир Городецкий, мы рекомендовали ему решить вопрос о тарифах на федеральном уровне, чтобы принять сбалансированные проценты. Чтобы было не так, как сейчас: у нас 3–4 процента, а у других регионов в Сибирском федеральном округе — 5–7. Есть смысл снова рекомендовать руководителю области выравнять эти вещи. Мы Новосибирскую область загоняем в тупик, и потом будет нечего делать — те инвестпрограммы, которые есть, просто закроем. Не будет денег на это. Тенденция очень плохая.
Свои опасения по поводу продолжения такой практики выразил и Андрей Филичев, врио директора ФГУП «Управление энергетики и водоснабжения»:
— При всем уважении к населению, вопрос созрел. Если вспомнить веерные отключения в Подмосковье — там уже никто никого не жалел. Мы можем дойти до точки кипения, предела, — предостерег Филичев.
Учитывая все вышесказанное, участники заседания проголосовали за вынесение вопроса на внеочередное заседание межотраслевого совета потребителей после тщательной проработки проблемы.
— Этот вопрос нужно должным образом подготовить, — резюмировал заместитель председателя межотраслевого совета потребителей Сергей Трапезников. — Необходимо вникнуть в тот перечень инвестиционных программ, которые были рассмотрены, посмотреть их исполнение, насколько оно эффективно или по каким причинам они не исполняются. Потому что было довольно много вопросов и к ресурсоснабжающим организациям в части того, что многие работы неэффективно выполняются. Чтобы вынести правильное решение, вопрос должен быть хорошо подготовлен и со стороны общественности, и со стороны исполнительной власти.
СПРАВКА
По данным департамента по тарифам Новосибирской области, в течение четырех лет в первом полугодии рост тарифов на услуги естественных монополий составляет 0 %, во втором — 3–4 %. Для сравнения: с 1 июля 2018 года в Омске услуги ЖКХ подорожали на 5 %, в Барнауле — на 5,2 %, в Кемерове — на 5,9 %.