USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Мой первый сенокос

М. Н. ТЮЧАЕВ, с. Доронино Тогучинского района

Когда человеку 70 лет, он все чаще вспоминает о том, как был маленьким, как рос, с кем общался. Вот и я решил написать вам, чтобы поделиться воспоминаниями о своем колхозном детстве.

Мне было четыре года, когда нас с сестрой отдали в садик. Почему-то меня часто оставляли там на ночь — родители работали, и дома просто никого не было. В таких случаях воспитатели брали нас к себе, и мы спали на полу. Мне, понятно, это не нравилось, и я стал убегать домой. Я знал, что дома никого нет, и поэтому прятался в огороде, где росли горох, бобы и морковь. Но воспитатели прекрасно знали, где меня искать.

В один из таких побегов я как-то утром сидел у нас в ограде на бревне, грелся на солнышке. И тут к дому подъехала машина, в ней были мужчины и женщины. Они стали кричать мне, чтобы я шел к ним. Я не пошел: мне показалось, что все это очень странно. Кто-то подошел и взял меня на руки. Так я очутился в машине. Мы поехали по улице, потом дорога повернула к лесу. Там были большие березы. У одного мужика была с собой гармонь. Ее волшебные звуки заставили женщин и девчат петь. Машина проехала вдоль другой деревни, потом к речке и пересекла ее. Все стали выходить. Так я оказался на заготовке кормов, куда меня попросили взять, так как воспитателям в садике надоело со мной возиться.

Я увидел палатки, большой стол возле них, сколоченный из досок. Все пошли к речке, умылись и сели за этот стол, поставили чашки, кто-то нарезал хлеб. Мужики тем временем поймали коней и сделали из тонких березовых стволов волокуши. После обеда все пошли туда, где лежало сено в валках. Мне поручили первую в жизни работу — возить на волокуше сено, которое накладывали веселые девчата. Получалась копна. Эти копны затем сметали в стога.

У мужчин работа была очень тяжелая, ведь сено приходилось поднимать наверх. Рубахи у них были мокрые от пота. От них я ехал к красивым девчатам, которые пели песни и шутили надо мной. Например, они спрашивали, умею ли я целоваться. Я говорил «нет», а они смеялись. Вечером они позвали меня играть в бутылочку. Есть такая игра: раскручивают бутылку, на кого она укажет, того и целуешь.

Но игры играми, а работа работой. Там, где мы убирали сено, было очень много змей. Девчата поначалу их боялись, а потом стали колоть вилами. Змеи извивались и страшно шипели.

Когда подошло время обеда, все бросили работу и пошли к палаткам, а мы поехали на конях. Все умылись в речке и сели за стол. У повара к тому времени уже был готов обед. Мужики сняли хомуты с коней, чтобы те отдохнули, и мы полетели на них к речке. Лошади пили, а мы носились по теплой воде, поднимая брызги. После обеда снова работали.

Вечером пришла машина, и мы поехали домой. Возвращались с песнями. Особенно мне запомнилась «Хороши вечера на Оби». Вот так мы жили в нашей деревне.