Тепло рождается в Сибири
Андрей Травников ознакомился с уникальными разработками завода «Сибтехномаш»
Руководитель области смог испытать, как работает произведенный здесь единственный в мире электромеханический усилитель руля для троллейбусов и электробусов. Также он пообщался с сотрудниками предприятия. Главной темой беседы стали плохие дороги, детские сады и проблемы ЖКХ.
Развитие промышленного потенциала — одна из главных задач, которые сегодня стоят перед руководством региона. Но понять, что именно нужно делать, какие шаги следует предпринять в первую очередь, можно только в процессе живого диалога. Врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников на минувшей неделе посетил АО «Завод сибирского технологического машиностроения», где ознакомился с производством, образцами продукции, пообщался с руководством предприятия и трудовым коллективом.
Индукция греет Север
Стоит отметить, что «Сибтехномаш» — предприятие достаточно молодое (в нынешнем году завод отметит двадцатилетие) и относительно небольшое — сегодня здесь трудятся 163 человека. Тем не менее тут производят такие вещи, аналогов которым нет в мире. С самого момента образования завода сделали ставку на разработку собственной продукции — и не прогадали. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что сегодня «Сибтехномаш» является одним из лидеров в наукоемком секторе электротехнического машиностроения.
— Главное направление нашей работы — производство индукционных нагревателей и котлов, — рассказывает директор АО «Завод сибирского технологического машиностроения» Сергей Шаплов. — Наш завод разработал и освоил серийный выпуск высококачественных индукционных электронагревателей на токах промышленной частоты. Эти индукционные нагреватели можно использовать, например, в автономных системах отопления, горячего водоснабжения и технологического нагрева там, где нет газа и угля, но есть электричество.
По словам Сергея Шаплова, такое оборудование имеет ряд преимуществ перед обычными электрическими котлами: оно обладает высокой надежностью, долговечностью (там просто нечему ломаться), кроме того, оно безопасно и может работать в автономном режиме. Кстати, о долговечности: как рассказывает Сергей Шаплов, в 2002 году партию индукционных водонагревателей направили в Норильск. Они работают до сих пор без нареканий и, как заверяет директор, проработают еще как минимум столько же. Модульные электрокотельные, которые производят на предприятии, пользуются спросом в районах Крайнего Севера. Сейчас, например, идет монтаж котельной мощностью 15 мегаватт в поселке Оротукан Магаданской области. Когда ее смонтируют, дальний северный поселок будет надежно обеспечен теплом.
Но индукционные нагреватели — далеко не единственная продукция предприятия. Еще здесь разрабатывают и производят оборудование для нефтедобывающей отрасли. Скажем, скоростные подогреватели нефти, которые помогают перекачивать черное золото при любом морозе. Есть здесь и другие интересные разработки: например, устройство, которое при помощи магнитного поля растапливает парафиновые пробки, которые зачастую образуются в нефтяных скважинах. А еще разработано оборудование, при помощи того же магнитного поля нагревающее нефтеносный пласт. Зачем это нужно? Дело в том, что зачастую сибирская нефть имеет высокое содержание битумов. Иначе говоря, она густая, не течет. Существующие технологии позволяют извлечь 10, максимум 20 процентов нефти от общего объема. А если нагреть пласт, добыча возрастает до 80 процентов. Это все равно что открыть новое месторождение.
Перспективы ЭМУРа
Андрей Травников в ходе рабочей поездки на завод «Сибтехномаш» ознакомился с участками производства индукционного оборудования, осмотрел инновационные образцы продукции. Кроме того, глава области посетил участок сборки электротехнического оборудования, сварочно-сборочный и сборочно-заготовительный участки. Напоследок ему продемонстрировали новинку, на которую руководство области возлагает большие надежды, — электромеханический усилитель руля для троллейбусов и электробусов (ЭМУР).
Тут стоит пояснить. Дело в том, что на легковые автомобили электрические усилители руля устанавливают уже давно, и они прекрасно себя зарекомендовали по сравнению с гидравликой. Но одно дело — легковушка, и совсем другое — огромный тяжелый троллейбус или электробус. По словам Сергея Шаплова, изготовить подобный электромеханический усилитель руля пытались многие ведущие компании мира, но пока особых успехов нет. Германская компания «Бош» продвинулась дальше других, но и у них дальше испытаний дело не пошло. Новосибирское же предприятие еще несколько лет назад изготовило опытный образец, который установили на один из городских троллейбусов. Как показала практика, ЭМУР оказался гораздо надежнее обычных «гидрачей» — те в жару текут, а в мороз замерзают. А электрическому двигателю все равно, какая температура за бортом.
Глава региона с большим интересом ознакомился с разработкой, и не просто ознакомился, а покрутил руль, на который установили ЭМУР, после чего подробнейшим образом расспросил руководителя предприятия, пользуется ли спросом эта новинка, сколько контрактов уже заключено, каковы дальнейшие планы по увеличению объемов производства. По словам Сергея Шаплова, завод готов выпускать до тысячи таких изделий в год — естественно, при наличии спроса. Кстати, интерес очень велик, предприятие уже заключило ряд договоров, например с предприятием «Тролза», которое выпускает троллейбусы и электробусы. Теперь троллейбусы ТРОЛЗА-5265 «Мегаполис» будут оснащены электромеханическими усилителями руля, произведенными в Сибири.
— Это очень перспективно, — отметил Андрей Травников.
Неважных вопросов нет
И конечно, руководитель области не мог уехать с завода, не пообщавшись с представителями трудового коллектива. Рабочие делились с Андреем Травниковым самым наболевшим. Очень много было претензий к работе системы ЖКХ. Главе региона рассказали о том, что в одном из домов в Мошково из горячего крана течет вода комнатной температуры. А плату между тем с жителей проблемного дома взимают так, будто льется крутой кипяток. Другой заводчанин, проживающий на улице Бориса Богаткова, пожаловался, что в их доме уже много лет протекает крыша. Жители неоднократно обращались во все инстанции, но прохудившаяся кровля как текла, так и течет. Люди отчаялись и решили обратиться к главе региона напрямую. Казалось бы, такие ли проблемы должен решать губернатор? Но для Андрея Травникова неважных вопросов нет. Ведь из таких «мелочей» и состоит жизнь людей. Поэтому руководитель региона дал поручение своим помощникам разобраться и по возможности помочь.
Многих людей волновала проблема детских садов. Действительно, часто мамы попросту не имеют возможности быть в декрете, пока ребенку не исполнится три года. При выходе на работу они вынуждены отдавать детей в частные садики, плата в которых сегодня составляет 15–20 тысяч рублей.
— Я признаю, что в отношении трехлетних детей мы номинально проблему решили, но далеко не во всех районах. Особенно это актуально для новостроек, — сказал Андрей Травников. — Теперь перед нами поставлена новая задача — в течение ближайших четырех-пяти лет обеспечить местами детишек ясельного возраста. Количество детских садов, которые мы намерены строить, будет расти, хотя я прекрасно понимаю, что только за счет этого проблему не закрыть. Будем и другие варианты рассматривать. К примеру, такие, как я видел в микрорайоне Светлом, где детсад расположен на первом этаже жилого дома. Почему бы и нет? Мне кажется, это удобно для жителей, и вариант достаточно быстрый.
Но больше всего вопросов касалось состояния дорожной сети, причем как в Новосибирске, так и за его пределами. Многим сотрудникам «Сибтехномаша» приходится ездить на работу издалека, и они тратят на дорогу по нескольку часов. А кое-где трассы в таком состоянии, что просто страшно ездить.
— Мы увеличиваем финансирование ремонта городских дорог. И не только по федеральной программе, из регионального бюджета выделяем дополнительные деньги городу на ремонт и развитие уличной сети, — подчеркивает Андрей Травников. — Понимаю, что даже тех решений, которые мы принимали в этом году, когда в марте были выделены дополнительно 300 миллионов рублей, пока недостаточно, и нужны дополнительные меры. Приоритетным сегодня является финансирование работ на наиболее проблемных участках, являющихся местами концентрации ДТП в городе, а также развитие улично-дорожной сети в новых городских кварталах.