Ильмира Гудова: «Глупо бояться детей»
Впервые в Новосибирской области прошел конкурс «Воспитатель года». Победителем признана педагог новосибирского детского сада № 44 «Мозаика» Ильмира Гудова
Глава региона Андрей Травников вручил педагогу награду. Сразу после церемонии корреспондент «Советской Сибири» задал Ильмире Рамильевне вопросы. Беседа получилась интересной: работают в садике по призванию, и случайные люди в этой профессии надолго не задерживаются. И вовсе не потому, что маленькая зарплата. Низкие заработки в этой области, считает Гудова, — стереотип.
Ильмира Гудова, воспитатель детского сада № 44 «Мозаика» г. Новосибирска. Окончила биологический факультет Алтайского государственного университета, курсы переподготовки на воспитателя детей дошкольного возраста в педагогическом колледже № 2 г. Новосибирска. Сейчас получает второе высшее образование в НГПУ по специальности «управление инновационным развитием дошкольно-образовательных организаций». Готовится к защите диссертации.
Путь к своей победе Ильмира Гудова прокладывала весь минувший год. Сначала лидировала в конкурсе среди воспитателей Первомайского района, вышла на городской этап, была признана лучшей. И вот молодой педагог на пьедестале почета регионального уровня. Она считает, что появление такого конкурса поможет повысить престиж профессии воспитателя детского сада.
— Может быть, престиж повысится, если из профессии уйдут случайные люди?
— Как правило, случайные не задерживаются в нашей профессии. Должна быть правильная позиция у дошкольного учреждения. Нашему детскому саду всего пять лет, в период становления были такие явления. Но тут важно не выплеснуть дитя вместе с водой. Я и сама пришла в профессию не сразу. Первое мое образование — эколог, но была вынуждена сменить род деятельности. Ни разу не пожалела, понимаю, что сейчас просто влюблена в профессию воспитателя. Экология, кстати, проходит сквозь мою педагогическую деятельность.
— Одни отдают детишек в садики Монтессори, вторые предпочитают учить их чтению по кубикам Зайцева, для третьих кумир — Глен Доман. А по какой методике занимаетесь вы со своими детьми?
— Исходя из основной образовательной программы, которая действует в нашем детском саду, мы работаем по методу проектов. Это не единственная технология, которой я владею, — к современным детям нужны инновационные подходы, поэтому я стараюсь быть всесторонне развитой, так же как и 33 моих воспитанника. Они совсем другие, чем были мы, недаром появился термин «поколение google». Каждое новое поколение не похоже на предыдущее. Мы с вами отличаемся от своих родителей. Но при этом есть и много общего: и «поколение google», и предыдущие поколения одинаковы в том, что дети — это неискоренимые любознательные почемучки. Нынешнему поколению свойственна толерантность, так как образовательные учреждения становятся инклюзивными. Я работаю с особыми детками. Сначала было страшно не справиться. Но я посещала курсы, связанные с инклюзивным образованием, и страх прошел, причем очень быстро. В любом случае я понимала, что это дети, а взрослому бояться детей глупо.
Зато такие дети очень многому научили и меня, и других ребят. И не только толерантности. Инклюзия помогает им понять ценность своего физического здоровья, безопасного поведения. Я в этом году выпустила подготовительную группу, где у нас был особый мальчик. Мы даже снимали про него фильм и представляли потом на международном педагогическом форуме в НГПУ, где он имел успех. И, выпуская детей, я говорила о том, что они особые, они будут понимать разнообразие нашего мира, знать, что мы все абсолютно разные.
— Родители у ребятишек тоже разные. Удается найти с ними общий язык?
— У меня есть свои ключики к 66 родителям. Знаю точно, что всегда нужно разговаривать с ними. Важно поставить себя на их место, посмотреть на ситуацию их глазами. Я объясняю им то, что могло бы быть непонятно. У меня двое детей, и мне не составляет труда это сделать. Еще с прошлым выпуском мы создали группу в мессенджерах, где обозначили правила общения между родителями и воспитателями. Правил 15 — немного, но они четкие, простые и понятные всем. Свод этих правил очень помог нашему детскому саду. Я делилась этой практикой на конференциях разного уровня, вплоть до всероссийской в Санкт-Петербурге. И коллеги взяли себе на вооружение эти простые правила.
— На воспитателя сегодня ложится огромная ответственность, у него множество обязанностей. Вас это не пугает?
— У нас действительно много обязанностей. Но мы работаем с самым важным, что есть у человечества, — с детьми. И потому добросовестный воспитатель — а я их вижу очень много — выполняет все эти обязанности, особо не жалуясь на свою судьбу, потому что всегда видит результат, что очень важно.
На самом деле правительство региона предоставляет воспитателям много возможностей. И в плане зарплаты тоже: за свой интеллектуальный и профессиональный труд можно получить дополнительную материальную поддержку. Не могу сказать, что достойный педагог у нас получает недостойную заработную плату. Это не так. Тем более есть разные возможности: например, в 2017 и 2018 годах я выиграла три всероссийских гранта. Воспитатели могут пользоваться дополнительными способами стимулирования, но для этого нужно работать. Помню, когда-то давно, когда только выбирала, чем заниматься в жизни, мама мне сказала: «Главное — всегда оставайся человеком». А папа добавил: «Главное — будь профессионалом». Эти два напутствия всегда со мной. Думаю, это важно для всех — оставаться человеком и быть профессионалом. Это приносит результат.