По пути сибирского лидерства
Представители науки, архитектуры и бизнеса вносят свои предложения в региональную стратегию социально-экономического развития
В правительстве региона эксперты рассказали, какие проекты, связанные с агломерацией и транспортом, могут стать ведущими в развитии Новосибирской области и войти в стратегию, разрабатываемую по инициативе врио губернатора Андрея Травникова.
Документ обещает получиться объемным. Стратегия должна предусмотреть все нюансы развития региона: научный, экономический, социальный. Безусловно, агломерационный момент. Это наш конек, в России мы первые заговорили об этом, первые составили план развития территорий. Агломерация — это будущее области. Как и транспортно-логистический комплекс. Очередная дискуссия по внесению предложений в стратегию была посвящена как раз этим темам.
Живейший интерес членов рабочей группы вызвала комплексная транспортная схема, в которой, в частности, отразились проблемы пассажирского городского и межмуниципального транспорта, возникающие на границах Новосибирска. Эксперты считают необходимым изменение административных границ муниципальных образований, входящих в агломерацию. Что думают специалисты по поводу будущего речного транспорта, развития метро в мегаполисе, перспектив моногородов? «Советская Сибирь» предоставляет слово участникам встречи.
Из моноцентрической агломерации — в полицентрическую
Игорь ЛУКЬЯНЕНКО, начальник управления архитектуры и градостроительства министерства строительства Новосибирской области — главный архитектор:
— Ведется работа по ряду позиций, которые традиционно являются ключевыми, — это выявление и проектирование зон опережающего развития, транспортная схема и более специализированные темы, которые, как мы считаем, наиболее актуальны для агломерации. Определено пять зон опережающего развития. По одной из них — строительно-производственной зоне Новосибирской агломерации — в конце 2016 года научно-исследовательская работа была завершена в полном объеме.
Другие важнейшие зоны — Аэросити и Наукополис. Последняя получила еще более актуальное звучание в связи с последними событиями — поручениями Президента и Правительства. Кроме того, есть восточно-транспортная логистическая зона и новая — порт Ташара, которая также представляет определенный интерес для инвестиционного развития и может решить ряд проблем, в том числе и Новосибирска.
Рассматривается возможность создания Барабинско-Куйбышевской агломерации. Это тоже узел инвестиционного притяжения, интересная территория с точки зрения развития Новосибирской области. Министерство экономического развития региона ведет анализ, и в дальнейшем, возможно, мы начнем проектирование по этой территории. Таким образом, Новосибирская агломерация из моноцентрической будет превращаться в полицентрическую, так как выявляются сразу несколько центров агломерационного развития региона.
Параллельно исследуется Южно-Сибирская конурбация. Этот термин подразумевает ситуацию, когда взаимодействуют и выполняют совместные проекты смежные агломерации. У нас такие уже складываются с Кемеровской и Томской областями, Алтайским краем. Мы пока присматриваемся к этой теме, но то, что она является актуальной, очевидно.
«Вылетные» магистрали и не только
Валерий ХАБАРОВ, профессор Сибирского государственного университета путей сообщения:
— Комплексная транспортная схема является основой для транспортной стратегии Новосибирской области. Как мы представляем себе развитие транспортного комплекса агломерации? Это прежде всего формирование скоростного каркаса путем реконструкции автодорог федерального и регионального значения с повышенной пропускной способностью и безопасностью движения. Сюда же можно отнести реконструкцию и строительство дорог межмуниципального и местного значения для увеличения связности удаленных районов с центром агломерации. Также мы говорим о создании систем «вылетных» магистралей с организацией непрерывного движения и городских транзитных магистралей. Необходимо формирование сети городских трасс регулярного движения для увеличения связности городских территорий, что является важным условием для развития центра агломерации.
Важнейший аспект — развитие пассажирского транспорта. Здесь речь идет о строительстве скоростных железнодорожных магистралей, которые необходимы для Южно-Сибирской конурбации. Требуются строительство новых автостанций, оптимизация маршрутной сети в увязке с транспортно-пересадочными узлами, развитие социальных такси и другие бизнес-проекты, связанные с перераспределением пассажирского потока на общественный транспорт. Также сюда относятся развитие пригородного железнодорожного транспорта и проект «Городская электричка».
Что касается строительства метрополитена, то тут мы говорим о развитии Дзержинской линии до станции «Молодежная» и Ленинской линии до станций «Южная» и «Авиационная» на севере.
Стратегическое развитие транспортной системы управления невозможно без постоянного мониторинга ее состояния. Для этого нужна некая инфраструктура, и мы предлагаем свой вариант, который можно назвать системой стратегического управления транспортным комплексом Новосибирской агломерации.
Прислушиваясь к пожеланиям жителей
Яков ЛАНДАЙС, глава рабочего поселка Линёво Искитимского района Новосибирской области:
— Линёво может считаться интересным для инвесторов по многим условиям. И наша задача — создать ту среду, которая была бы привлекательна и для бизнеса, и для жителей.
Проводя исследование занятости населения, мы выяснили, что 21 процент трудоспособного населения Линёво выезжает работать в Бердск, Новосибирск и другие муниципальные образования. В ходе соцопроса узнали пожелания линёвцев, что бы они хотели видеть у себя в поселке. Это объекты культуры, парк отдыха, благоустроенные придомовые территории и новые рабочие места.
Что мы сделали и делаем для повышения качества жизни людей? Ведется строительство физкультурно-оздоровительного и развлекательного комплекса, проводится обустройство парка отдыха, закончена первая часть благоустройства дворовых пространств, в этом году работа будет продолжена.
Для создания новых рабочих мест взаимодействуем с инвесторами. С «Обувью России» подписано соглашение, они регистрируются на нашей территории. Также в числе первых резидентов — «Мир авто» и СКТБ «Катализатор». Обращаются также организации Томска, Омска, Свердловска.
Мы полагаем, что успех работы в любом муниципалитете во многом зависит от того, каким жители хотят видеть развитие своей территории. Учитывая предложения граждан, возможно создать эффективную стратегию социально-экономического развития области, что станет новым импульсом развития территории региона.
Есть инвестпотенциал
Сергей ЗАУСАЕВ, главный градостроитель ОАО «СибНИИ градостроительства»:
— По заданию министерства строительства области наш институт выполнил научно-исследовательскую работу по проекту градостроительного развития строительно-производственной зоны агломерации: анализ градостроительных документов муниципальных образований на предмет их совместимости; комплексную оценку территорий, состояния инженерной, транспортной, социальной инфраструктур зоны. Разработан демографический прогноз до 2032 года. На основе сотрудничества со специалистами муниципальных образований нами были намечены 25 перспективных участков, на которых возможно разместить инвестиционные площадки.
Также произведены исследование природных, сырьевых и земельных ресурсов территории и анализ тренда развития рынка строительных материалов и технологий, растущих сегментов рынка и перспективных продуктов.
Проект научно-исследовательской работы по строительно-производственной зоне Новосибирской агломерации — это готовый пакет с анализом технических условий, подъездных путей, возможностей конкретных площадок, территорий для расселения жителей, транспортных коридоров.