Верните детей на землю
В № 11 «Советской Сибири» от 14.03.2018 опубликован материал И. Волошиной под названием «Узнай, кем быть». По поводу выпускников школ отмечено: «Самое главное, мы надеемся, что наш проект «Молодые профессионалы» поможет сегодняшним выпускникам школ определиться с выбором жизненного пути и получить интересную, перспективную, востребованную и высокооплачиваемую профессию». Я бы добавил: и такую профессию, чтоб по пословице: «Где родился, там и пригодился».
Мне проблема выпускников особенно близка оттого, что я более 50 лет проработал в сельской школе и имею представление о профориентации, по крайней мере с 1970 по 2000 год. У нас с начальных классов и до самого выпуска была создана четкая система профориентации школьников. С первого по девятый класс неукоснительно проводились уроки труда. В начальных классах — в классных помещениях, а с пятого по девятый — в учебной мастерской. Девочки учились шитью и домоводству, мальчики — столярному делу и резьбе по дереву. В летнее время ученики начальных классов и среднее звено по графику трудились и занимались опытнической работой на пришкольном участке, выращивали такую продукцию, которая даже демонстрировалась на ВДНХ в Москве.
Начиная с десятого класса мальчики изучали сельхозмашины и сдавали экзамены на тракториста, права вручались им вместе с аттестатом. Вся эта работа по профориентации приводила к тому, что в среднем 70 процентов выпускников поступали в сельскохозяйственный институт, а наше село не имело недостатка в молодых механизаторских кадрах.
Но самое главное, что при выпуске из школы молодые люди имели профессию. Наступил такой момент, что даже девочки стали просить, чтобы их тоже обучали вождению трактора. Быть может, к этому бы и пришли, если б не последовали изменения в программе. Я это пишу к тому, что сельские школы в последние годы растеряли наработки по профориентации. Помню, как проводились соревнования юных пахарей среди школьников, как горды были ребята, если удавалось победить…
Как пригодились нам столярные навыки в 90-е годы прошлого столетия, когда резко уменьшилось финансирование на хозяйственные нужды школ, и не только на них! Мы заключили договор с одним из заводов на изготовление ящиков, и ребята отлично справлялись с этой работой, а школа получала хорошие по тем временам деньги. Изучение компьютеров в сельской школе — это, конечно, веление времени, без этого теперь не обойтись, но владение компьютером — это не профессия, особенно на селе. А кто будет землю пахать? Кто будет выращивать урожай?
Не знаю, как думают другие, но я считаю: надо вернуть и «земную» профориентацию в сельские школы.
В. ГОРЯЧЕВ, п. Тулинский