USD 103.7908 EUR 108.8705
 

«Негритята» и карась

Инна ВОЛОШИНА

Весной 1963 года тихая речушка Камсакты взбунтовалась. Вольготно вышла из берегов, донеся мутные воды до прибрежных улиц. Весеннее половодье грозило затопить весь поселок. И если бы не срочные действия совхозного руководства, могло случиться много бед.

Заместитель директора Иван Васильевич Тарицин направил на дамбу «отряд» бульдозеров. Земляной вал разрушили, и шальная вода хлынула в степь, освобождая русло реки от тяжелой воды. Село было спасено от наводнения.

К началу лета мои старшие братья Юрка и Вовка с соседским Толиком Щукиным собрались на рыбалку. К слову, в целинные годы на берегу с удочкой никто не сидел. Нетронутая рыба легко шла в мордушки и прочие рыбацкие приспособления. Время от времени в выходной мужики сбивались в компании, чтобы потаскать бредешок.

Подростки решили поиграть во взрослых. Старая тюлевая занавеска выпрошена у мамы заранее. Мальчишки с сопением приладили ее к двум черенкам. Бредень готов, ведерко для рыбы тоже. Перед серьезной операцией друзья решили подкрепиться.

— Через несколько минут выходим — бредня нет, — рассказывал потом старший брат Юрка. — Просто след простыл. Мы в смятении забегали по двору, заглядывая во все уголки. И вдруг слышим то ли смех, то ли плач. Несемся вскачь, а там вы с Сашкой Щукиным, черные, как негритята, в одних трусиках, тащите огромного карася. Один цепляется за голову, другой — за хвост рыбины. Она извивается, падает в пыль, вы ловите скользкую добычу и безумно визжите.

Закинув карася в ведерко, мальчишки побежали к дороге. У придорожного кювета лежала пропажа — бредень. Воспользовавшись моментом, мы, салажата, решили его испробовать. А поскольку до речки было далеко, полезли в ближайшую канаву, где любили плескаться, накатав в глине своеобразный трамплин. Разве мы думали, что в нашем «бассейне» завелась рыба? А может, и видели, не зря же полезли ее ловить. Мне не было семи, Сашке — пять.

С годами приключение забылось. Юра напомнил, как два ребенка все село на­кормили.

— Мы долго не раздумывали, — повествовал брат. — В чем были, забрались в кювет. И сразу поняли: здесь рыба есть! В каждый заход вылавливали штуки по три, но такого великана, как у вас, нам не досталось. Излазив всю канаву, перешли на другую сторону дороги. А там рыбы видимо-невидимо. Куда складывать? Выбрасывали на дорогу. А вы с Сашкой так же уморительно таскали во двор. Некогда было посмотреть на вас. А когда глянули — упали со смеху. В грязи по самые затылки, животы и руки в чешуе, цвета трусов не поймешь, зато улыбки до ушей.

Но не это в тот день было главным. Оказалось, мы с Сашкой открыли рыбный Клондайк. Схлынувший паводок оставил в каждом бочажке уйму рыбы, собранной большой водой со всех омутов Камсакты. Конечно, большую рыбу кто-нибудь рано или поздно обнаружил бы, но мы были первыми и чувствовали себя героями.

Галина ПРОСКУРНИКОВА, с. Кочки