«Да мы их!»
Сравнительно недалеко от нашего рабочего поселка подремывала окруженная лесом деревенька в две с половиной улицы, но с церквушкой и начальной школой. Там жили мои дальние родственники, и один из них работал в нашем поселке на фабрике. После трудовой недели он отправлялся в деревню.
Как-то раз, вернувшись оттуда, он сказал мне, что деревенские ребята приглашают поселковых сыграть в футбол.
В послевоенные годы футбол считался одним из главных, если не главным игровым увлечением мальчишек. Некоторые мои друзья отнеслись к вызову деревенских скептически. Но все же команда набралась. Порядочная ватага подростков, состоящая из футболистов и болельщиков, в назначенный день, к удивлению жителей поселка, промаршировала по улице и углубилась в поля и леса.
Идти было весело. Стояло утро, солнечное, летнее. Деревья отбрасывали тень на травянисто-песчаный проселок, свистели птицы… Я шел и размышлял о том, что как-то не получается из меня нападающий: все сделаю правильно, прорвусь к воротам и… мяч от моей ноги чаще всего летит мимо. Исходя из этого, мне стали доверять только место вратаря. Но и там у меня получалось не всегда гладко.
Игра началась на травянистом деревенском поле. Собрались, наверно, все жители деревни, как будто не сорванцы из рабочего поселка добрались сюда пешком, а приехала футбольная команда из областного центра. Говорят, что были замечены даже лица противоположных взглядов на мир: церковный батюшка и заведующая школой.
Деревенские футболисты были все босиком, наши — в какой-то обувке. Соперники, сверкая пятками, бегали как заведенные, а наши выглядели тяжеловато. Не успел я оглянуться, как в мои ворота влетел мяч. И пошло: в течение первого тайма он пролетел мимо моих рук еще трижды.
В перерыве исполняющий обязанности капитана команды Колька Пудков дал всем хороший нагоняй. Во втором тайме ребята взялись за дело, сравняли счет, и тут мне опять не повезло: мяч подскочил передо мной, когда я уже лежал на траве, и перелетел через меня в ворота. Четыре — пять не в нашу пользу! Но Серёга, мой друг, в отчаянном рывке обвел нескольких игроков противника и точно пробил по воротам. Пять — пять! И вдруг, когда до конца игры оставалось минуты три, мяч вблизи наших ворот попал в руку Кольки. Пенальти! Болельщики вопили от восторга. Судья отсчитал одиннадцать шагов так, что мне показалось — до ворот не было одиннадцати метров. Рослый деревенский парнишка поставил мяч на место, указанное судьей, разбежался… Я краем глаза успел заметить, что мяч летит в левый нижний угол ворот, и прыгнул. Мяч ударил в левую вытянутую руку и подскочил вверх, а набежавший защитник головой отбил его в сторону. Подхвативший мяч наш нападающий устремился к противоположным воротам. За ним бежали две команды — и наша, и деревенская. Но не догнали. Счет стал шесть — пять в нашу пользу. Матч закончился. Мне показалось, что деревенская публика не очень была расстроена и долго не расходилась по домам. Мы уже ушли за окраину деревни, торопясь домой, а со стадиона еще доносились песни под гармонь. Колька шел со мною рядом и вдруг сказал: «А все-таки ты молодец!» Такое редко можно было услышать от драчуна Кольки. А главное, перед игрой с другими командами больше не слышалось: «Да мы их!»
В. ГОРЯЧЕВ, п. Тулинский