О частоте начистоту
Количество проверок бизнеса снизилось: бюджетные деньги сэкономили, а штрафов собрали столько же
В России проходит реформа госконтроля. Предварительные результаты говорят о том, что государство не зря тратится на проверяющих, но «запускать» их в предпринимательскую среду можно гораздо реже. Эффект будет тот же.
В пресс-центре ТАСС эксперты рассказали, как и зачем меняются подходы к оценке эффективности контрольно-надзорной работы. Так, по данным Минэкономразвития РФ, на одного сотрудника федеральных контрольно-надзорных органов приходится 13 проверок в год. Причем средняя стоимость одной проверки — более 50 тысяч рублей. Чем меньше проверок, тем больше экономия.
Реформа контрольной и надзорной деятельности поможет развитию бизнеса и уменьшит издержки предпринимателей. Каким образом?
— Проводится оценка того, какое количество документов должен представить предприниматель контролирующим органам, — пояснила Ольга Москвина, начальник управления совершенствования государственного управления и правовой работы министерства экономического развития Новосибирской области. — Предъявляются требования к качеству проверки контролирующих органов — их открытость, отсутствие дублирующих требований и так далее.
Теперь контролирующие инстанции должны будут не просто отчитываться о том, какое количество проверок они провели. Аналитиков интересует, удалось ли снизить ущерб в подконтрольной сфере. Оценить это снижение — задача вполне реальная, считает Ольга Москвина. Любой ущерб можно измерить: это потери жизни, здоровья, материальных ресурсов. Методика оттачивается.
Что же касается издержек со стороны предпринимателей, раньше это не оценивали никогда, но теперь подходы меняются. Специалисты будут учитывать, сколько рабочего времени потратил предприниматель, какое количество документов представил контролирующим органам.
Проблема административных барьеров — один из самых актуальных вопросов для бизнеса, а значит, разрабатывать новую методику оценки деятельности контролеров нужно совместными усилиями, с участием предпринимательского сообщества. Уполномоченный по правам предпринимателей Новосибирской области Виктор Вязовых заверил, что в течение года сделано многое.
— Мы перестали быть антагонистами, работали вместе с госучреждениями, которые занимаются контролем, осмысливали подходы к изменению в работе, — подчеркнул эксперт.
Во-первых (и это главное), надзор был проинспектирован. Раньше существовало 48 видов надзора. После долгих обсуждений список сократили и систематизировали. Сегодня в регионе 17 государственных органов осуществляют 23 вида надзора. Кроме того, переработано более 30 правительственных постановлений, регулирующих деятельность контрольно-надзорных органов, утверждена «дорожная карта» на текущий год.
По данным Виктора Вязовых, контрольно-надзорные органы стали публиковать на своих сайтах обязательные требования к бизнесу. Следовательно, каждый предприниматель может зайти на сайт и узнать, что именно от него хотят.
Еще одно важное нововведение — уход от сплошного контроля к риск-ориентированному. Частота плановых проверок теперь будет зависеть от того, к какому классу риска относится деятельность компании. Как пояснил Юрий Марченко, руководитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области, предприятия разграничат по степени потенциального или реального негативного воздействия на окружающую среду.
— Требования, которые мы вводим, зачастую носят единый характер, они для всех. Сегодня в Новосибирской области уже работает новый классификатор, и мы вместе с нашими федеральными коллегами ставим предприятия на учет. Те, которые оказывают незначительное воздействие на окружающую среду, будут освобождены от многих видов государственного регулирования, от необходимости оформлять некоторые виды документов. Остальные должны находиться под пристальным вниманием, — прокомментировал Юрий Марченко.
Сегодня на учет поставлено 2 024 предприятия региона, процесс еще не завершен. Представители бизнеса, которые пока не подали заявление и не встали на учет, должны поторопиться. С 1 января 2018 года риск-ориентированный подход начнет действовать во всех видах надзора. Предпринимателям, которые не заявились вовремя, грозят санкции. Размер штрафа — от 30 тысяч рублей.
Пожарные взяли на вооружение риск-ориентированный подход одними из первых — с 2016 года. К слову, этот вид надзора можно назвать самым массовым в России — до 60 процентов всех надзорных мероприятий. Эксперты считают, что эффект от реформы уже есть.
— Если говорить языком цифр, в 2012 году мы проводили порядка 10–11 тысяч плановых проверок, в 2017 году — 2 373. Нагрузка существенно снизилась, — уточнил Алексей Брызгалов, заместитель начальника Главного управления МЧС России по Новосибирской области — начальник управления надзорной деятельности и профилактической работы.
Для всех объектов пожарный надзор определяет пять категорий оценки. Например, в случае высокого риска объект проверяется раз в три года. При этом в России впервые введена возможность понижения или повышения риска: если на предприятии ни разу не случилось пожара за последние пять лет, есть основания перевести его в категорию меньшего риска и устраивать проверки реже.
Алексей Брызгалов добавил, что снижается не только частота проверок, но и штрафная составляющая. Введена новая норма: при совершении правонарушения впервые, у предпринимателя есть возможность избежать штрафа, получить предупреждение.
КОММЕНТАРИИ
Сергей СОКОЛОВ, председатель Новосибирского областного отделения ООО МСП «Опора России»:
— Для полноценной реализации реформы госконтроля предполагается вовлечь предпринимателей в этот процесс. Контрольно-надзорные органы внедряют публичные обсуждения, но, по нашим наблюдениям, фактического интереса к этим мероприятиям нет. Организаторы озадачены: кого посадить в зал? Зеваки не нужны, а предприниматели, у которых есть вопросы, почему-то не ходят. На мой взгляд, присматриваются. Фобия по отношению к контрольно-надзорным органам формировалась не один год. По факту любой визит заканчивался не предупреждением, а штрафными санкциями, поэтому есть определенная инерция. На раскачку нужно время.
Около 42 процентов предпринимателей Новосибирской области, опрошенных социологами, испытывают административное давление в том или ином виде. Что касается снижения давления, смотря в чем оно заключается — в визитах или в деньгах? Действительно, количество внеплановых проверок снизилось, но сумма штрафов сохранилась. Поэтому, если говорить про деньги, не очень получилось пока... Сейчас критерием является количество вынесенных предупреждений, если нарушение выявлено впервые, и в этом смысле практика положительная. Количество предупреждений увеличивается, и это радует.
Максим КОСЯЧЕНКО, директор завода строительных смесей BROZEX:
— Мы заключили договор с компанией, которая помогает нам в подготовке документов для контрольно-надзорных органов. Пакет документов действительно очень большой. Нужно собрать много подписей, и, конечно, есть определенные затраты, особенно на старте предприятия, когда приезжает лаборатория и снимает все показания. Это вопрос как финансовый, так и организационный. Однако выполнять требования необходимо, чтобы потом не было проблем.
Оксана БУГРОВА, руководитель малого предприятия «Серебрянское морозко»:
— Любая проверка — это затраты времени. Как на подготовку документов, так и на мероприятия, которые длятся не один день. Безусловно, это отвлекает от производственного процесса, приходится наверстывать упущенное, но никуда не денешься — оставлять предприятия без контроля нельзя. Думаю, если серьезных нарушений не выявлено и нареканий от потребителей нет, проверки можно проводить реже.