USD 107.1758 EUR 112.8019
 

Школьная осень Анны ГОРБУНОВОЙ, учитель начальных классов, 23 года, г. Новосибирск

Татьяна РЕШКЕ
Фото Аркадия Уварова
Фото Аркадия Уварова

«Когда я училась в первом классе, у нас была молодая учительница — наверное, такого же возраста, как я сейчас. Красивая, добрая, строгая! Я очень сильно боялась уколов в детстве, и она с нами ходила в обнимку в медкабинет. Обнимала нас, а мы подавали руку, и нам делали прививки. Я мечтала в будущем быть похожей на нее — вести уроки, общаться с детьми. Она до сих пор работает в школе и помнит нас, хотя у нее уже было много-много выпусков».

«Тяжело вспоминать свой первый урок. Я тогда училась на втором курсе и работала строго по конспекту. Боялась сделать шаг вправо, шаг влево… Но  учитель сказал: «Ты не боишься детей, и это главное. Все остальное придет».

«Когда я пришла работать в школу и впервые увидела учеников, мой 1 «В» класс, волновалась ужасно. Казалось, всех просто не запомню. Разработала им бейджики, отличительные знаки… Но достаточно было одного дня, чтобы понять: это мои дети».

«Они все такие разные! Кто-то интересуется военной техникой, кто-то любит танцевать, петь. Постоянно подходят и задают всякие вопросы. Конечно, знать все невозможно, и я иногда спрашиваю: «А что знаешь об этом ты? Расскажи».

«Если в первом-втором классе мы не заложим любовь к школе, как ребенок выдержит 11 лет? Если малыш уходит с урока с нерешенными для себя задачами, накапливается неуспешность, и ребенку перестает нравиться учиться в принципе».

«Есть некая тонкая грань: нельзя перехвалить и нельзя переругать. Иначе ребенок замкнется и не подпустит к себе больше. Если закрылся — все, не подойдешь к нему ни с какой стороны».

«Наша школа живет французским языком. Я не учила французский, но какие-то фразы мы постоянно слышим от детей, и они ходят между нами, учителями. В школьной столовой написано и «Приятного аппетита», и «Bon appetit». Французский ассоциируется у меня с Парижем. Первым делом я бы посетила там Эйфелеву башню».

«Если бы ввели школьную форму для учителей, может, я была бы не против. Но если все учителя начнут одеваться одинаково, наверное, это тоже не очень здорово. Некоторые дети ищут какие-то аксессуары в учителях, детям это важно. В общем, единая форма — палка о двух концах. С одной стороны, не будет головной боли, что надеть сегодня в школу, с другой — больше не услышишь: «Вы такая красивая сегодня!» Потому что будешь ходить в одном и том же».

040-24-02.jpg

«Я бы никогда не смогла работать в начальной школе» — так иногда говорят учителя старшего звена. И родители после шумных мероприятий тоже спрашивают: «Неужели у вас так каждый день?» А для меня это нормально, я не знаю, почему они удивляются, пугаются. Когда на перемене наблюдаешь за малышами, как они играют, общаются, рисуют, понимаешь: у них такая живая, насыщенная жизнь!»

«Устаю не от детей, а от бытовых школьных вопросов, от бумаг, документации. В августе я уже так по ребятишкам соскучилась, что чувствовала, как начинаю угасать. Когда выходишь к ним, когда ощущаешь энергетику, которая идет от детей, а это обмен, я — им, они — мне, начинаешь как бы просыпаться. Все просыпаются весной, в ожидании летних каникул, а я просыпаюсь осенью, потому что пошла в школу».

«Кстати, про учительские каникулы. Лето я провела на баскетбольной площадке. Дома собирала пазлы. Сейчас у меня на столе лежит огромный пазл, который я пытаюсь собрать с августа, — дворец, горы. Очень красиво! Это занятие я безумно люблю, но сейчас на него совсем не хватает времени».

«Завтрашний День учителя как профессиональный праздник я отмечу второй раз. Сейчас мой класс готовится к празднику. Без меня. Потому что хотят сделать сюрприз. В прошлом году каждый ученик зашел в класс с розочкой в руке, родители оформили фотоальбом, коллаж из рисунков. Но когда дети начинают тебя обнимать — большего подарка не надо!»