Образование может и должно стать локомотивом развития села
80-летний юбилей Новосибирской области — особое событие для предприятий и организаций, которые появились еще на территории Западно-Сибирского края, внесли заметный вклад в развитие нового региона и продолжают успешно работать до настоящего времени
Известно, что в конкуренции за кадры село проигрывает городу. Именно поэтому вплоть до 90-х годов прошлого века подготовка и переподготовка специалистов и руководителей для АПК оставалась в числе приоритетных задач государства. Экономическая реформа отправила вузы, в том числе аграрные, в свободное плавание, и это не замедлило сказаться на притоке молодых кадров.
Что необходимо сделать для того, чтобы село получало больше квалифицированных специалистов, способных поднять сельскую экономику на новую высоту и тем самым способствовать развитию региона? Об этом «Советская Сибирь» беседует с директором Института дополнительного профессионального образования, проректором Новосибирского государственного аграрного университета Владимиром ПАРШИКОВЫМ.
Фото Никиты ДАВЫДЕНКО
Соответствовать вызовам времени
— Владимир Иванович, пожалуйста, коротко об истории становления Института.
— В 1985 году была создана Новосибирская школа повышения квалификации сельскохозяйственных кадров при Сибирском научно-исследовательском и проектно-технологическом институте животноводства. К этому времени стало очевидно, что требования к уровню подготовки растут, внедряются новые технологии и людей необходимо не только обучать, но и переобучать. В 1990 году школа была преобразована в Новосибирский региональный институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов АПК. В 2007 году учебное заведение было введено в состав Новосибирского государственного аграрного университета в качестве обособленного структурного подразделения, обретя свой современный статус — Институт дополнительного профессионального образования.
Объединение позволило реализовать одно из важнейших стратегических направлений — систему непрерывного аграрного образования, обеспечив условия для дополнительного образования и повышения квалификации в течение всего периода трудовой деятельности каждого работника.
— Дополнительное образование является одним из главных условий успешного развития предприятий. Что вы сегодня предлагаете на рынке образовательных услуг?
— Коллектив Института находится в постоянном поиске способов и методов передачи востребованных знаний. За последние годы возрастает значимость ДПО как компоненты системы непрерывного образования. И сегодня побеждает не тот, кто идет в ногу со временем, а тот, кто просчитывает на шаг вперед.
Сегодня в арсенале Института имеется 15 программ профессиональной переподготовки, 168 программ повышения квалификации, которые успешно реализуются в разных отраслях. А также 32 программы подготовки по рабочим профессиям, пять программ в области безопасности жизнедеятельности и охраны труда. Для оказания информационно-консультационных услуг сельхозтоваропроизводителям создан региональный учебно-методический центр.
Обширна география сотрудничества с регионами, которая распространяется от Санкт-Петербурга, Москвы до Приморского края — всего более 20 регионов. Ежегодно образовательные услуги получают более 6 тысяч человек. Идти в ногу со временем, работать на опережение во многом помогают уже ставшие традиционными ежегодные научно-практические конференции, проводимые Институтом по проблемам дополнительного профессионального образования, в которых принимают участие ученые не только из сибирских регионов, но и из европейской части России и ближнего зарубежья. По инициативе Института шесть лет назад создан научный журнал «Профессиональное образование в современном мире». Он включен в перечень ведущих российских рецензируемых научных журналов, рекомендуемых ВАК для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, а также в базу данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и имеет полнотекстовую сетевую версию на платформе Научной электронной библиотеки (http://elibrary.ru).
За высокое качество образовательных услуг Институт награжден дипломом лауреата Национального конкурса «100 лучших образовательных учреждений Российской Федерации — 2017».
— Рынок образовательных услуг достаточно велик. Заказчик, безусловно, имеет право выбора. Сложно ли в этой ситуации удовлетворять его требования?
— Соответствовать вызовам времени — один из основных девизов коллектива Института. Системно входит в учебный процесс применение технологий дистанционного образования, без отрыва от основной профессиональной деятельности. В августе 2017 года заключен контракт с администрацией Новосибирской области на оказание образовательных услуг профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих по программе «Биология-охотоведение» по дистанционной форме обучения.
Установлены деловые контакты с ООО «Агрохолдинг Сибирский Премьер», в которое входят сельхозпредприятия Новосибирской, Томской областей и Алтайского края. В этом году уже две группы специалистов агрохолдинга прошли повышение квалификации по программам ветеринарной безопасности и профилактики заболеваний птиц в промышленных условиях, технологий кормопроизводства и содержания сельскохозяйственной птицы. До конца года запланирован еще ряд обучающих мероприятий.
Требования современного этапа развития трудовых отношений во всех отраслях реального сектора экономики основываются на новации — профессиональных стандартах. Вступление в силу в июле 2016 года федерального закона сделало применение профессиональных стандартов обязательным для всех отраслей и областей жизни страны, в том числе и одной и самых важных — сельского хозяйства. Основные составляющие квалификации — уровень знаний, профессиональные навыки и опыт специалиста, что указано в откорректированных статьях Трудового кодекса. Поэтому появилась необходимость привести имеющееся у работников образование, то есть знания, в соответствие требованиям профессиональных стандартов. Институт готов реализовывать программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки в области сельского хозяйства и других областях, которые необходимы для лиц, работающих в данной сфере.
Так, например, в связи с внедрением профстандартов на предприятиях сферы жилищно-коммунального хозяйства области в соответствии с требованиями законодательства для работников вышеуказанной сферы была разработана и успешно реализуется программа повышения квалификации «Управление многоквартирным домом».
Руководствуясь постановлением Правительства РФ, специалисты Института разрабатывают программу обучения в области гражданской обороны, которая поможет населению сориентироваться, как вести себя в чрезвычайной ситуации, ведь приоритетная задача государства — сохранение жизни и здоровья людей.
Группа слушателей из Якутии на выездном занятии в ЗАО племзавод «Ирмень» Ордынского района
Лучше подготовка — успешнее агробизнес
— Как сами специалисты — агрономы, ветеринары, зоотехники, механики — относятся к необходимости регулярно проходить повышение квалификации?
— Подавляющее большинство специалистов хотят получать новые знания. Чтобы интенсифицировать производство, требуется вносить удобрения, применять агрохимию, размещать растения в благоприятных условиях, использовать качественные семена. Если мы говорим об импортозамещении, то его невозможно обеспечить старыми подходами.
У Института есть партнеры, руководство которых понимает, что если не будет повышения квалификации, то не будет и высоких показателей производства. Парадокс заключается в том, что именно те, кто успешно решает кадровые вопросы, кто работает по новым технологиям, охотно направляют к нам на обучение. Специалистам это удобно. Они приезжают к нам на три — пять дней, получают новую информацию, обсуждают с научными работниками актуальные вопросы и возвращаются, чтобы передать знания своим коллегам.
— Если говорить о подготовке специалистов, как вы считаете, сегодня необходима узкая специализация или выпускник должен хорошо разбираться и в смежных темах?
— Для небольших хозяйств, наверное, лучше, когда специалист, а особенно руководитель, разбирается не только в агрономии, но и, например, в экономике и юриспруденции. Для крупных хозяйств это не так актуально. Отмечу, что мы можем подготовить специалиста, владеющего несколькими специальностями: экономист-агроном, ветеринар-зоотехник. Во время обучения в университете студент может пройти юридическую, экономическую подготовку.
На расширенном заседании попечительского совета аграрного университета в апреле 2017 года ряд руководителей сельскохозяйственных организаций и предприятий высказали пожелания, чтобы выпускники университета получили дополнительные компетенции в сфере управления и экономики. Для реализации вышесказанного для студентов разработаны пять программ профессиональной переподготовки совместно с факультетом государственного и муниципального управления и экономическим факультетом: «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом», «Логистика», «Финансовый менеджмент», «Менеджмент организации».
Для того чтобы выпускник возвращался в село, необходимо начинать заниматься с ним, когда он еще учиться в школе. Сегодня в районах области у нас открыто больше двух десятков агрономических и инженерных классов, в составе университета действуют два сельскохозяйственных техникума.
Если брать все время обучения — школа, университет, курсы переподготовки, — то очевидно, что при желании любой специалист может овладеть одной-двумя смежными специальностями.
На занятиях в Институте
Раскрыть потенциал сибирского поля
— В настоящее время Институт дополнительного профессионального образования предлагает более двухсот программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации и обучения рабочим профессиям. Каким образом происходит отбор тем?
— Все темы выбираются с учетом требований сегодняшнего дня. Институт стремится быть на шаг впереди, работая с учеными и преподавателями на всех направлениях, которые необходимы практикам сегодня, а также, исходя из развития рынка, могут потребоваться завтра. Племенная работа, средства защиты растений, хранение собранного урожая — все актуальные вопросы обсуждаются в ходе обучающих семинаров и на конференциях, в том числе тех, которые организует сам Институт.
Число предлагаемых программ ежегодно увеличивается, поскольку в сельском хозяйстве идет специализация. Мы проводим повышение квалификации по узким темам, учитывая спрос наших заказчиков, находим для этого нужных специалистов, поэтому на наши семинары приезжают из многих регионов.
Важным направлением работы Института является информационно-консультативная деятельность в сфере АПК, которая логично дополняет основные формы дополнительного образования.
Информационно-консультационные услуги, ИК-услуги, в сфере АПК и сельских территорий весьма востребованы, особенно работниками крестьянских (фермерских) хозяйств и других субъектов малого предпринимательства. Объясняется это тем, что в процессе производственной деятельности часто возникают проблемные ситуации. Быстро найти приемлемые решения можно только с помощью высококвалифицированных консультантов и экспертов, имеющих соответствующие знания и опыт. В Институте сформирован реестр ведущих консультантов, экспертов по актуальным проблемам развития АПК и сельских территорий, а также тематика оказываемых ими консультационных услуг. В этом списке более 200 человек.
В 2017 году для расширения объема ИК-услуг, конкретизации тематики и сроков проведения, а также для укрепления связей с заказчиками в Институте разработано соглашение о сотрудничестве по оказанию ИК-услуг, которое уже заключено с 20 муниципальными районами Новосибирской области. С остальными районами эта работа продолжается.
Многие фермеры и лица, намеревающиеся вести фермерское хозяйство и агробизнес, не имеют профильного образования, что создает им трудности в работе, осложняет оформление бизнеса, кредитования, господдержки и вызывает другие проблемы.
Для них в Институте разработаны программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки с выдачей соответствующего удостоверения о повышении квалификации и диплома о профессиональной переподготовке установленного образца, обеспечивающие право на ведение агробизнеса и участие в конкурсах на получение льгот, субсидий, грантов.
— За последние годы сельские территории получили значительное развитие. Обновилась производственная база, были построены объекты соцкультбыта, жилье, многие районы были газифицированы. Какие шаги, на ваш взгляд, необходимо еще сделать для возрождения села?
— Действительно, жизнь в деревнях постепенно возрождается, а экономика многих аграрных предприятий выглядит вполне достойно. При этом, я уверен, вклад сельскохозяйственных производителей и переработчиков в валовой региональный продукт мог бы быть заметно больше, а вместе с этим появилось бы и больше возможностей у самих хозяйств. Сегодня мы используем далеко не все резервы сибирского поля.
В апреле этого года в Совете Федерации прошли специальные слушания, посвященные законодательному обеспечению подготовки кадров для АПК. Глава комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаил Щетинин отметил, что обеспечение АПК высококвалифицированными кадрами является одной из ключевых задач дальнейшего развития сельского хозяйства. При этом, по мнению сенатора, вопросы обеспечения качества образовательной деятельности аграрных вузов необходимо решать совместными усилиями министерств и ведомств — Минсельхоза, Минобрнауки, Минфина, Рособрнадзора. «Образование может и должно стать локомотивом развития села», — отметил он. Я бы поддержал оба этих тезиса: только совместные усилия позволят решить кадровые проблемы сельского хозяйства и только квалифицированные специалисты помогут возрождению деревни.
Сельские территории — важнейший ресурс для выполнения всех без исключения задач — производственных, экономических, демографических, — стоящих перед Новосибирской областью. Полагаю, каждый из нас хотел бы, чтобы свой 100-летний юбилей наш регион встретил с мощным аграрно-промышленным комплексом. Да и кто же на самом деле придет строить новую жизнь в селе, если не подготовленные для этого специалисты?
КОММЕНТАРИЙ
Александр Васильевич ДУБОВИЦКИЙ, глава Сузунского района Новосибирской области, председатель президиума Совета муниципальных образований Новосибирской области:
— Радикальные перемены, происходящие в сельскохозяйственных отраслях экономики, требуют сегодня новых профессиональных знаний и компетенций руководителей, специалистов и муниципальных служащих.
На мой взгляд, с этой задачей успешно справляется Институт дополнительного профессионального образования Новосибирского государственного аграрного университета, обучающие программы которого отвечают запросам инновационной экономики: адекватно и быстро реагируют на требования рынка труда, обеспечивают сохранение и развитие кадрового потенциала сельских территорий, способность специалистов эффективно работать в новых условиях.
Ирина ОКУЛОВА, руководитель информационно-методического центра ООО «Агрохолдинг Сибирский Премьер»:
— От лица руководства и сотрудников компании ООО «Агрохолдинг Сибирский Премьер» выражаем благодарность Институту дополнительного профессионального образования Новосибирского ГАУ за качественное проведение курсов повышения квалификации специалистов из ветеринарных и зоотехнических служб, проведение семинара для бухгалтеров и экономистов компании, предоставленные возможности получить профессионально значимые навыки и умения.
Приятно отметить индивидуальный подход к подготовке программ, высокую квалификацию преподавательского состава, четкую и профессиональную работу при организации учебного процесса.
Желаем институту процветания и профессиональных побед и надеемся на дальнейшее сотрудничество!