Избранные и признанные
Новосибирских депутатов Госдумы РФ знают по резонансным законопроектам не только в России
О том, как депутаты Госдумы седьмого созыва отработали первый полноценный сезон, уже опубликовано немало исследований.
Эксперты обычно оперируют статистикой: кто был прогульщиком, сколько раз выступил, сколько законов инициировал, кто чаще светился в медийном пространстве. Насколько такая информация дает представление о работе депутатов, в том числе новосибирских?
С пользой или без?
В этом «лесу» из цифр заблудиться очень просто. Вот, к примеру, самый узнаваемый депутат нескольких созывов Александр Карелин, избранный по округу № 137 от «Единой России». «Не выступал», «не предлагал» — примерно так пока выглядит его работа в седьмом созыве. Почему же тогда столь пассивного человека хотел бы заполучить своим депутатом любой регион?
— В том, что в Новосибирской области в последние годы появилось столько спортивных объектов — новых спортплощадок, сооружений, бассейнов, — вижу несомненное участие наших депутатов, прежде всего Александра Александровича Карелина. Область попала во все федеральные программы по этому направлению, — пояснил Сергей Титков, заместитель председателя комитета Заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике.
Медийная слава тоже не всегда рисует объективный образ. И тут пострадавшей можно считать депутата Госдумы от Новосибирской области, избранную по федеральному списку КПРФ, Веру Ганзя. Ее прекрасная статистика посещаемости — 94,9 процента всех заседаний, семь внесенных законопроектов — известна только профессиональным аналитикам. Зато пресса в течение всего года рассказывала о том, как «бывший директор провинциальной школы из Новосибирской области» публично жаловалась на слишком тяжелую работу в Госдуме. «Из-за плотного графика можно потерять здоровье и не успеть покормить мужа», «Заседания не стоят острой сердечной недостаточности, которую мы можем получить, превышая вот так рабочее время… Такой распорядок все-таки не для этого зала, где освещение не соответствует и воздух тоже» — эти цитаты из Веры Ганзя растиражировали все СМИ. Вспоминали и о том, что по доходам кандидатов в депутаты Госдумы от Новосибирской области за 2015 год Вера Ганзя попала в топ-10 самых богатых.
Славно поработал счетчик для депутата от ЛДПР Дмитрия Савельева: по количеству внесенных в Госдуму законопроектов он лидер среди парламентариев от Новосибирской области, к тому же 21 раз выступил на заседаниях парламента. И хотя Савельев является первым заместителем председателя комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, его предложения касались только социальных вопросов и ЖКХ.
Избравшийся по одномандатному округу № 135 Андрей Каличенко — член комитета по транспорту и строительству Госдумы, но с его именем почему-то не связаны профильные громкие события минувшего политического сезона.
В большинстве цивилизованных стран главным субъектом законодательной инициативы выступает правительство. Парламентарии оценивают его законопроекты с позиции пользы для избирателей. Поэтому одна из важнейших функций депутата — работа в регионах, которую нужно анализировать отдельно, признает экспертное сообщество.
Долгое эхо принятых решений
Хотя законодатели сетуют, что большинство их инициатив в ГД отклоняются, можно с уверенностью сказать, что депутаты нашего региона способны давать пищу для обсуждения политологам, медиа, избирателям и даже зарубежным оппонентам.
Так было в прошлом созыве, когда Государственная дума поддержала инициативу депутатов Заксобрания Новосибирской области по скорейшему принятию в окончательном чтении законопроекта об ответственности за пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних. Эхо этого события раздается до сих пор. На днях российские власти рассмотрят решение Европейского суда по правам человека о признании дискриминационным закона РФ о запрете пропаганды гомосексуализма.
Одним из самых резонансных стал принятый в последний день работы Госдумы закон об ограничении анонимности в мессенджерах (более тысячи упоминаний в федеральных СМИ). Почти так же отреагировала общественность на закон о запрете анонимайзеров, который был принят в этот же день. Один из авторов законопроекта — новосибирский депутат Госдумы Максим Кудрявцев, который пришел в политику из «Ростелекома». Он считает, что уже принятые законы, которые позволяют провайдерам блокировать сайты с запрещенной информацией, не всегда эффективны, потому что продвинутые пользователи находят обходные пути к этим сайтам. Новый закон исключает такую возможность даже с помощью анонимайзеров (сайтов, которые помогают изменить IP-адрес, скрыть свое местоположение) и других технологий. Как прогнозируют эксперты, не заставит себя ждать реакция на эти нововведения со стороны лоббистов идеологии терроризма, экстремизма, «пиратов» интеллектуального рынка, нарушающих авторские права.
Лично нажимать на кнопки
В новом сезоне камеры ТВ по-прежнему фиксировали, как в промежутках между регистрациями многие депутаты покидают зал, на кнопки вместо них, как и прежде, жмут их коллеги по фракции. И это несмотря на то, что парламентарии не щадили себя, приняв регламенты, за нарушение которых налагается штраф. Теперь запрещено голосование по доверенности: каждый депутат должен сам нажимать на кнопки. Шестой созыв узаконил лишение мандата для депутатов-прогульщиков, если они в течение месяца не появляются в Госдуме. Седьмой созыв решил штрафовать в размере одной шестой части депутатской зарплаты за каждое пленарное заседание, пропущенное по неуважительной причине. Пока санкции за это не были применены ни к одному из депутатов. Видимо, у них для отсутствия на заседаниях есть уважительные причины.
Впрочем, у депутатов тоже имеется причина обижаться: титанический труд ГД не интересует большинство граждан, свидетельствуют данные опроса фонда «Общественное мнение». Он проходил 22 и 23 июля 2017 года среди полутора тысяч респондентов в 53 субъектах РФ. Более двух третей опрошенных не смогли назвать ни одного закона, принятого нижней палатой, который они бы одобряли. Люди сосредоточены на своей частной жизни и не интересуются политикой, резюмируют эксперты. 78 процентов респондентов даже не помнят, кто был избран депутатом по их одномандатным округам.