Свет Маяка
Учитель года географ Светлана Королькова помогает сельским школьникам открывать страны и континенты
Уроки географии в маленькой школе поселка Маяк Искитимского района — это не просто классные часы. Это и занятия под открытым небом, и рассказы о путешествиях, и активные дискуссии в режиме онлайн. Причем блогерам из глубинки даже неторопливый Интернет не помеха.
Блестящий (и уж никак не провинциальный!) уровень профессионализма, креативный подход, умение найти с детьми общий язык — благодаря всем этим качествам Светлана КОРОЛЬКОВА стала абсолютной победительницей регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года — 2017» . Скоро она будет представлять Новосибирскую область в Москве.
Как и многие другие яркие, увлеченные люди, Светлана Королькова мечтала о своей профессии с детства: «У меня почему-то даже мысли другой не было. Кем быть? Учителем, и все! Как, наверное, многие девочки, сначала учила кукол, а потом, повзрослев, начала действовать целенаправленно».
В девяностые годы все было непросто, и в финансовом плане тоже. Поэтому в начале пути был педагогический техникум, а уже затем институт. «База, которую я получила в Черепановском педучилище, — это основа и методики, и дидактики, — уверена учительница. — Хотя мой путь был несколько длиннее, это себя оправдало».
Что потом? Маленькая сельская школа в поселке Маяк, где обучаются всего 75 детей. Здесь Светлана Викторовна работает уже девятнадцатый год — все время на одном месте. И, судя по ее словам, нисколько об этом не жалеет.
Экскурсии вместо бродилок
— «Зачем знать географию, если всегда есть извозчик, который довезет?» — недоумевала госпожа Простакова. Как вы думаете, нужна ли география детям XXI века? Ведь у них под рукой гаджеты, с которыми хоть на край света…
— Может быть, учить ориентировке на местности, подробно рассказывать про физические процессы или, скажем, природные особенности Анд — это уже вчерашний день. Ведь при желании обо всем этом дети прочитают сами. Но без учителя они никогда не увидят тех взаимосвязей, которые есть в природе и которые влияют на человека. Недаром по новым стандартам географию перевели из области естественных наук в область общественных. Научить детей видеть мир, сформировать правильные образы России, материка, малой родины — вот позиция географии сегодня.
— Без передовых технологий трудно представить образовательный процесс в современной школе. Какими технологиями пользуетесь вы?
— Мы, учителя, стараемся не гнаться за суперновыми технологиями, особенно связанными с гаджетами. Детей этим уже не удивишь. К примеру, лет пять назад интерактивная доска казалась супергаджетом, а сейчас люди начинают понимать: на ней можно передвигать картинки и демонстрировать фильмы, никакого особого образовательного ресурса она не несет. Поэтому сейчас основная тенденция образования — научить детей ориентироваться в источниках информации. Клиповое мышление мешает анализировать тексты, вычленять главное, поэтому умение читать и обдумывать прочитанное необходимо развивать на каждом уроке. В том числе географии. Нужно начинать с малого: если научишь элементарным основам, дальше дети пойдут сами.
— К слову о гаджетах. Одно из главных условий участия педагогов в профессиональных конкурсах — умение презентовать себя в интернет-пространстве. В то же время мы постоянно говорим, что неплохо было бы оторвать детей от компьютера. Как вы считаете, нет ли здесь противоречия?
— Наверное, оградить детей от интернет-пространства уже не получится, как бы мы этого ни хотели. Поэтому задача педагога — развернуть ребятишек в несколько иную сторону. Пусть они бродят не по каким-то сомнительным сайтам, непонятным сетевым сообществам, а занимаются образованием. Так, время от времени на своем учительском сайте я веду блоги, посвященные актуальным проблемам или изучаемым темам. Один из таких блогов назывался «Каникулы с географией». Каждый день я задавала детям вопросы познавательного характера, а они должны были искать ответы. Эта работа увлекла детей, и они достаточно активно ею занимались вместо того, чтобы тратить время на «бродилки».
В блоге для родителей мы обсуждали опасности, подстерегающие школьников в сетях, пытаясь выбрать общую траекторию: как себя вести, если мы понимаем, что ребенок запутывается.
Особенность села в том, что учитель здесь не только учитель. Он еще и психолог, и социальный педагог, и даже консультант по юридическим вопросам. Иногда родители приходят и спрашивают: «Светлана Викторовна, вы не знаете, к кому можно обратиться, чтобы разобраться в проблеме?» Село — своеобразная микросистема, и это стимулирует работать над собой.
Уроки географии под открытым небом запоминаются надолго. Фото из архива Светланы КОРОЛЬКОВОЙ
— Устраиваете ли вы экскурсии для учеников, походы?
— Обязательно! У детей, которые живут в районе, больше возможностей бывать на природе, чем у городских школьников. Мы идем с детьми на луг, в лес. Рассматриваем горные породы, наблюдаем разрушительное действие талых вод, видим, как деревья спасают почву и не дают оврагу разрушаться. Без практики географии не бывает.
— Когда ваши ученики отправляются в семейные поездки, вы даете им дополнительные задания?
— У жителей поселка практически не бывает дальних международных поездок, но дети с удовольствием выезжают на Алтай и в ближнее зарубежье, к родственникам. Основные маршруты — Украина, Казахстан, Киргизия.
В сентябре мы проводим занятия «Галопом по Европам», рассказываем о том, где путешествовали. Ребята приносят фотографии, сувениры. Многие собирают коллекции горных пород, а потом по каталогам пытаются определить их названия.
Урок — это всегда трудно
— «Учитель года» — не первый конкурс, в котором вы приняли участие?
— Профессиональных конкурсов у меня было достаточно много — и очных, и заочных. Но чтобы выйти на областной уровень, а тем более победить — это впервые! Победа стала для меня полной неожиданностью.
— Главная тема конкурса — экология. Вы ее затрагивали?
— Мой подъем к победе начался именно с мастер-класса, посвященного Году экологии в России. Мы с ребятами говорили о Баргузинском заповеднике, баргузинском соболе, выбирали экологический символ Новосибирской области. Мне кажется, получилось интересно.
— Что было для вас самым сложным в конкурсной программе?
— Я не боялась ни методсеминаров, ни эссе, ни мастер-классов. А вот урок в незнакомом классе был для меня очень трудным моментом. Урок — это всегда трудно. Ведь можно быть прекрасным дидактом, методистом, но именно здесь, на уроке, учитель должен проявиться как профессионал. Я очень волновалась. Плюс к тому вы должны понимать масштаб моей школы. У меня в классе восемь — десять человек, а здесь я выхожу на тридцать, и это совсем другой формат общения. За полчаса изучить природу Северной Америки, да так, чтобы создался образ материка, очень непросто. Но в 200-м лицее меня встретили замечательные дети, всегда готовые помочь, поддержать. Они отдавались полностью, очень активно работали, и урок прошел достаточно плодотворно. Были свои плюсы и минусы, но ничего страшного не случилось.
Волшебное «тс-с-с!»
— Традиционный и, наверное, вечно актуальный вопрос: каким должен быть современный учитель?
— Прежде всего личностью. Недаром говорят, что за знаниями пойдут не все, а за личностью — каждый.
А еще надо иметь в виду, что дети смотрят на педагога и берут с него пример. Я замечала, что в моем классе на уроке ученики никогда не шумят, не проказничают. Возможно, потому что я сама не повышаю на них голоса? Помню, в Новосибирске во время групповой работы был момент, когда в классе возник шум. По своей привычке общаться с маленьким классом я повернулась к детям и сказала: «Тс-с-с!» И в тот же миг весь класс замолчал. Это меня удивило…
Думаю, современные дети хотят видеть перед собой не только знатока предмета — математики, биологии или географии, но и разностороннего, интересного человека. Учитель должен хотя бы на элементарном уровне разбираться в политике, в моде, быть эрудированным во всех областях.
— Чем вы увлекаетесь за порогом школы?
— Мое увлечение достаточно тривиально: я читаю. И классическую литературу, и современную. Среди книг, которые потрясли меня до глубины души, — «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева. Это книга о том, как мы уродуем детей своей любовью — безумной любовью, которая ничего не видит за своим «я».
Думаю, учитель должен читать книги и смотреть фильмы, которыми интересуются дети. Пусть даже с нежеланием, но это нужно делать. Ведь задача педагога — понять, что волнует детей, привлечь их к вещам по-настоящему глубоким, достойным внимания.
ЦИФРА
Участие в региональном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года — 2017» приняли 37 учителей из 32 муниципальных районов и городских округов Новосибирской области.