USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Свет Маяка

Татьяна РЕШКЕ
Уроки географии под открытым небом запоминаются надолго. Фото из архива Светланы КОРОЛЬКОВОЙ
Уроки географии под открытым небом запоминаются надолго. Фото из архива Светланы КОРОЛЬКОВОЙ

Учитель года географ Светлана Королькова помогает сельским школьникам открывать страны и континенты

Уроки географии в маленькой школе поселка Маяк Искитимского района — это не просто классные часы. Это и занятия под открытым небом, и рассказы о путе­шествиях, и активные дискуссии в режиме онлайн. Причем блогерам из глубинки даже неторопливый Интернет не помеха.

Блестящий (и уж никак не провинциальный!) уровень профессионализма, креативный подход, умение найти с детьми общий язык — благодаря всем этим качествам Светлана КОРОЛЬКОВА стала абсолютной победительницей регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года — 2017» . Скоро она будет представлять Новосибирскую область в Москве.

Как и многие другие яркие, увлеченные люди, Светлана Королькова мечтала о своей профессии с детства: «У меня почему-то даже мысли другой не было. Кем быть? Учителем, и все! Как, наверное, многие девочки, сначала учила кукол, а потом, повзрослев, начала действовать целенаправленно».

В девяностые годы все было непросто, и в финансовом плане тоже. Поэтому в начале пути был педагогический техникум, а уже затем институт. «База, которую я получила в Черепановском пед­училище, — это основа и методики, и дидактики, — уверена учительница. — Хотя мой путь был несколько длиннее, это себя оправдало».

Что потом? Маленькая сельская школа в поселке Маяк, где обучаются всего 75 детей. Здесь Светлана Викторовна работает уже девятнадцатый год — все время на одном месте. И, судя по ее словам, нисколько об этом не жалеет.

Экскурсии вместо бродилок
— «Зачем знать географию, если всегда есть извозчик, который довезет?» — недоумевала госпожа Простакова. Как вы думаете, нужна ли география детям XXI века? Ведь у них под рукой гаджеты, с которыми хоть на край света…

— Может быть, учить ориентировке на местности, подробно рассказывать про физические процессы или, скажем, природные особенности Анд — это уже вчерашний день. Ведь при желании обо всем этом дети прочитают сами. Но без учителя они никогда не увидят тех взаимосвязей, которые есть в природе и которые влияют на человека. Недаром по новым стандартам географию перевели из области естественных наук в область общественных. Научить детей видеть мир, сформировать правильные образы России, материка, малой родины — вот позиция географии сегодня.

— Без передовых технологий трудно представить образовательный процесс в современной школе. Какими технологиями пользуетесь вы?

— Мы, учителя, стараемся не гнаться за суперновыми технологиями, особенно связанными с гаджетами. Детей этим уже не удивишь. К примеру, лет пять назад интерактивная доска казалась супергаджетом, а сейчас люди начинают понимать: на ней можно передвигать картинки и демонстрировать фильмы, никакого особого образовательного ресурса она не несет. Поэтому сейчас основная тенденция образования — научить детей ориентироваться в источниках информации. Клиповое мышление мешает анализировать тексты, вычленять главное, поэтому умение читать и обдумывать прочитанное необходимо развивать на каждом уроке. В том числе географии. Нужно начинать с малого: если научишь элементарным основам, дальше дети пойдут сами.

— К слову о гаджетах. Одно из главных условий участия педагогов в профессиональных конкурсах — умение презентовать себя в интернет-пространстве. В то же время мы постоянно говорим, что неплохо было бы оторвать детей от компьютера. Как вы считаете, нет ли здесь противоречия?

— Наверное, оградить детей от интернет-пространства уже не получится, как бы мы этого ни хотели. Поэтому задача педагога — развернуть ребятишек в несколько иную сторону. Пусть они бродят не по каким-то сомнительным сайтам, непонятным сетевым сообществам, а занимаются образованием. Так, время от времени на своем учительском сайте я веду блоги, посвященные актуальным проблемам или изучаемым темам. Один из таких блогов назывался «Каникулы с географией». Каждый день я задавала детям вопросы познавательного характера, а они должны были искать ответы. Эта работа увлекла детей, и они достаточно активно ею занимались вместо того, чтобы тратить время на «бродилки».

В блоге для родителей мы обсуждали опасности, подстерегающие школьников в сетях, пытаясь выбрать общую траекторию: как себя вести, если мы понимаем, что ребенок запутывается.

Особенность села в том, что учитель здесь не только учитель. Он еще и психолог, и социальный педагог, и даже консультант по юридическим вопросам. Иногда родители приходят и спрашивают: «Светлана Викторовна, вы не знаете, к кому можно обратиться, чтобы разобраться в проблеме?» Село — своеобразная микросистема, и это стимулирует работать над собой.

018-05-02.jpg

Уроки географии под открытым небом запоминаются надолго. Фото из архива Светланы КОРОЛЬКОВОЙ

— Устраиваете ли вы экскурсии для учеников, походы?

— Обязательно! У детей, которые живут в районе, больше возможностей бывать на природе, чем у городских школьников. Мы идем с детьми на луг, в лес. Рассматриваем горные породы, наблюдаем разрушительное действие талых вод, видим, как деревья спасают почву и не дают оврагу разрушаться. Без практики географии не бывает.

— Когда ваши ученики отправляются в семейные поездки, вы даете им дополнительные задания?

— У жителей поселка практически не бывает дальних международных поездок, но дети с удовольствием выезжают на Алтай и в ближнее зарубежье, к родственникам. Основные маршруты — Украина, Казахстан, Киргизия.

В сентябре мы проводим занятия «Галопом по Европам», рассказываем о том, где путешествовали. Ребята приносят фотографии, сувениры. Многие собирают коллекции горных пород, а потом по каталогам пытаются определить их названия.

Урок — это всегда трудно
— «Учитель года» — не первый конкурс, в котором вы приняли участие?

— Профессиональных конкурсов у меня было достаточно много — и очных, и заочных. Но чтобы выйти на областной уровень, а тем более победить — это впервые! Победа стала для меня полной неожиданностью.

— Главная тема конкурса — экология. Вы ее затрагивали?

— Мой подъем к победе начался именно с мастер-класса, посвященного Году экологии в России. Мы с ребятами говорили о Баргузинском заповеднике, баргузинском соболе, выбирали экологический символ Новосибирской области. Мне кажется, получилось интересно.

— Что было для вас самым сложным в конкурсной программе?

— Я не боялась ни методсеминаров, ни эссе, ни мастер-классов. А вот урок в незнакомом классе был для меня очень трудным моментом. Урок — это всегда трудно. Ведь можно быть прекрасным дидактом, методистом, но именно здесь, на уроке, учитель должен проявиться как профессионал. Я очень волновалась. Плюс к тому вы должны понимать масштаб моей школы. У меня в классе восемь — десять человек, а здесь я выхожу на тридцать, и это совсем другой формат общения. За полчаса изучить природу Северной Америки, да так, чтобы создался образ материка, очень непросто. Но в 200-м лицее меня встретили замечательные дети, всегда готовые помочь, поддержать. Они отдавались полностью, очень активно работали, и урок прошел достаточно плодотворно. Были свои плюсы и минусы, но ничего страшного не случилось.

Волшебное «тс-с-с!»
— Традиционный и, наверное, вечно актуальный вопрос: каким должен быть современный учитель?

— Прежде всего личностью. Недаром говорят, что за знаниями пойдут не все, а за личностью — каждый.

А еще надо иметь в виду, что дети смотрят на педагога и берут с него пример. Я замечала, что в моем классе на уроке ученики никогда не шумят, не проказничают. Возможно, потому что я сама не повышаю на них голоса? Помню, в Новосибирске во время групповой работы был момент, когда в классе возник шум. По своей привычке общаться с маленьким классом я повернулась к детям и сказала: «Тс-с-с!» И в тот же миг весь класс замолчал. Это меня удивило…

Думаю, современные дети хотят видеть перед собой не только знатока предмета — математики, биологии или географии, но и разностороннего, интересного человека. Учитель должен хотя бы на элементарном уровне разбираться в политике, в моде, быть эрудированным во всех областях.

— Чем вы увлекаетесь за порогом школы?

— Мое увлечение достаточно тривиально: я читаю. И классическую литературу, и современную. Среди книг, которые потрясли меня до глубины души, — «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева. Это книга о том, как мы уродуем детей своей любовью — безумной любовью, которая ничего не видит за своим «я».

Думаю, учитель должен читать книги и смотреть фильмы, которыми интересуются дети. Пусть даже с нежеланием, но это нужно делать. Ведь задача педагога — понять, что волнует детей, привлечь их к вещам по-настоящему глубоким, достойным внимания.

ЦИФРА
Участие в региональном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года — 2017» приняли 37 учителей из 32 муниципальных районов и городских округов Новосибирской области.