USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Староста или сельсовет?

Валентина МАЛЬЦЕВА
Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

Насколько связана эффективность местной власти с затратами на ее содержание

Итоги финансового года в очередной раз показали: доходы в малочисленных поселениях не покрывают даже расходы на содержание местной власти.

Эту информацию заместителя министра финансов и налоговой политики Натальи Ромашевой дополняет и анализ, проведенный контрольно-счетной палатой Новосибирской области. Аудитор ведомства Павел Подковырин сообщил, что у 388 (из 490) сельских поселений финансовая зависимость от вливаний областного бюджета — более 70 процентов.

Главный плюс объединения
Решение проблемы вроде бы лежит на поверхности. Главный плюс объединения — сокращение затрат на аппарат управления: 1,5 миллиона рублей ежегодно на одно объединение.

В области уже есть такой опыт. В 2012 году была организована единая администрация муниципального района и города Карасука. До этого работали районная и городская администрации, во многом дублируя полномочия друг друга. Такая система управления была признана малоэффективной. Процесс реорганизации проходил поэтапно в течение трех лет. Численность чиновников в единой администрации сократилась с 146 до 121, что привело к экономии бюджета.

Это один из способов оптимизации МСУ, предложенных федеральным законом.

Числом мы в первой тройке
Новосибирская область по числу муниципалитетов занимает третье место в России. Причем наблюдается неравномерность по плотности населения: от 12 тысяч в Криводановском сельсовете Новосибирского района до 98 человек в Потюкановском сельсовете Северного района. Но сколько бы ни было жителей, местная власть везде сформирована в полном составе.

По словам первого заместителя губернатора Юрия Петухова, вопрос об оптимизации числа муниципальных образований уже обсуждался и в Заксобрании области, и членами рабочей группы, созданной региональным министерством финансов и налоговой политики. Кроме того, в совет муниципальных образований поступают предложения муниципалитетов о территориальных преобразованиях.

Заместитель председателя Законодательного собрания Владимир Карпов уверен: тема укрупнения муниципалитетов неизбежна. Депутат Заксобрания Вадим Агеенко считает, что в маленьких поселениях достаточно старосты, уважаемого человека, наделенного широкими полномочиями.

Любой способ связан со значительным сокращением муниципальных служащих. И этот фактор оказывается решающим для глав поселений: они против такой оптимизации.

А что думают жители и местные депутаты? Как бы жестко ни ставила жизнь вопросы реформирования, очень важно, чтобы люди позитивно оценивали результаты объединения муниципальных образований.

— Вопрос нужно решать очень осторожно. Следует пересмотреть экономические перспективы районов. Каждый район имеет свою специфику, она и должна быть во главе угла, — считает первый заместитель председателя Законодательного собрания Андрей Панфёров.

МНЕНИЯ
Юрий ПЕТУХОВ, первый заместитель губернатора Новосибирской области:
— Весь предшествующий опыт, как в нашей области, так и в других регионах Сибири, свидетельствует о том, что процесс объединения, укрупнения может быть успешным только в случае наличия объективной потребности и ее четкого осознания жителями. В решении вопросов преобразования главным для государственной власти является тесное взаимодействие с органами местного самоуправления, но не их подмена в вопросах инициирования предложений по преобразованию территорий.

Андрей ШИМКИВ, председатель Законодательного собрания Новосибирской области:
— Укрупнение муниципалитетов — не только и не столько административная или территориальная задача. Речь идет, с одной стороны, об эффективности управленческого аппарата и персональной ответственности руководителей, с другой — об инфраструктурных, социальных, бытовых изменениях в каждом конкретном муниципальном образовании.

СПРАВКА
В Новосибирской области в настоящее время 490 муниципальных обра­зований: пять городских округов, 30 муниципальных районов, 26 городских поселений, 429 сельских поселений.