У штурвала вуза
Девиз настоящей женщины — всегда и всюду быть собой: и на борту корабля, и на кафедре университета
Вуз, где готовят капитанов, штурманов, лоцманов, электромехаников, судомехаников и прочих представителей истинно мужских профессий, возглавляет женщина — единственная среди ректоров транспортных вузов России, подведомственных Минтрансу.
О неожиданных поворотах карьерного пути, гендерных стереотипах и флотской романтике нам рассказала Татьяна ЗАЙКО, ректор Сибирского государственного университета водного транспорта.
Флотский дух и дисциплина
— Татьяна Ивановна, бытует стереотип, будто не женское это дело — возглавлять университет. Тем более университет сугубо технический… Какими судьбами вы пришли на эту должность? С какими сложностями столкнулись, став у штурвала вуза?
— Думаю, никаких гендерных различий в профессиях быть не должно. Тем более в наше время, когда мужчина может попробовать себя в роли домохозяйки, взять больничный по уходу за ребенком, а женщина — остаться на производстве. Правда, женщинам не стоит заниматься тяжелым физическим трудом. Это единственное, на мой взгляд, разумное ограничение.
Что же касается руководства вузом, ректор прежде всего топ-менеджер, а здесь у женщин даже больше преимуществ, чем у мужчин. Мужчины менее внимательны к психологическим тонкостям, деталям, которые помогают в работе с людьми.
В нашем университете мы стараемся прививать флотскую дисциплину, и каждый, кто хочет влиться в команду, должен это принять. Я приняла изначально и безоговорочно.
Три года назад, когда я стала ректором, моим коллегам трудно было привыкнуть к новому человеку, тем более к женщине в нашей системе. Подозревали, что я не справлюсь, реагировали очень эмоционально. Но прошло время, коллеги видят, что в эти тяжелые экономические времена наш корабль не только не затонул, но и движется вперед медленным, но верным курсом.
«Пока есть реки, мы востребованы»
— В 90-е годы отрасль находилась в очень сложном состоянии. Насколько профессия речника перспективна сегодня?
— В смутные 90-е бытовало мнение, что за такие деньги, какие получают преподаватели, можно просто приходить на работу. А я человек требовательный. Если ты ученый, идешь преподавать студентам, ты должен расти и развиваться в профессиональном и человеческом плане. Ведь мы работаем с молодежью, которая все четко подмечает и дает строгую оценку. Учатся студенты, учимся мы.
О состоянии отрасли могу сказать так: сейчас государство обращает большое внимание на внутренний водный транспорт. Пока есть реки, эти профессии будут востребованы. Может быть, в нашем регионе водная инфраструктура представлена не очень ярко, но мы готовим кадры и для Западной Сибири, и для восточных регионов. Выпускники университета водят суда по крупнейшим рекам: Лене, Енисею, Амуру, Оби, Иртышу. Специалисты с высшим образованием — гидротехники, судомеханики, электромеханики — трудятся как на водном транспорте, так и на гражданских предприятиях, на берегу.
В ближайшие годы в соответствии с федеральной целевой программой нашему вузу и филиалам будет выделено 500 миллионов рублей. Модернизируем и реконструируем шесть лабораторий. Это беспрецедентно и говорит о том, что наш вуз будет развиваться. В текущем году мы полностью обновим тренажерную базу, подготовка студентов выйдет на новый качественный уровень.
Любовь с первой практики
Учебные тренажеры находятся в центре дополнительного профобразования, где любой школьник почувствует себя настоящим капитаном. Здесь можно постоять на интегрированном мостике современного судна и увидеть, как работают навигационные приборы. Перед глазами — масштабная картинка, сделанная с помощью компьютерной графики. Например, панорама пролива Босфор. В эпицентре виртуальной реальности — суда, выполняющие свои задачи в сложных погодных условиях. Над проливом грозовые тучи, дождь, молнии, туман… С непривычки кажется, будто университетский пол ходит ходуном. Впрочем, достаточно взяться за любой неподвижный предмет, чтобы убедиться: это иллюзия.
Тренажеры помогают отрабатывать самые сложные задачи, с которыми сталкиваются профессионалы в реальной жизни. Будущие мастера судовождения, как правило, мальчики. Пускают ли на мостик представительниц прекрасного пола? Или здесь по старинке считается, что женщина на корабле не к добру? «Конечно, пускаем, — улыбается Александр Русскин, заместитель начальника центра. — Приглашаем сюда школьников на профориентацию, чтобы они увидели, как оно все по-настоящему. Девочки в их числе».
Учить учиться
— Татьяна Ивановна, с какими ожиданиями и настроениями приходит в вуз сегодняшнее поколение молодежи?
— Некоторые студенты приезжают к нам из сельской местности, где нет ни рек, ни озер. Учатся до первой практики, а затем либо уходят, либо влюбляются в отрасль и остаются в ней до конца жизни. Ведь реки, моря, суда — такая романтика! Флотский дух — это команда, экипаж. А каждый экипаж — одна семья, члены которой поддерживают друг друга в походе. Мальчишки, поработавшие в машинном отделении с мазутом, становятся совсем другими людьми. Из них получаются настоящие мужчины, которых работой не испугаешь. Все-таки есть что-то притягательное в нашем флоте, цепляющее навсегда.
— Чем отличается студент современный от студента прошлого века? Вспоминаете ли вы, общаясь с ребятами, свои студенческие годы?
— Конечно, всех моих студентов я по-матерински люблю. Очень тепло общаюсь с выпускниками, многие из которых стали руководителями производств. Но не это главное. Горжусь, что поучаствовала в судьбах ребят, из которых получились надежные члены экипажа, которые всегда подставят плечо в любых жизненных ситуациях.
Среди нынешних студентов есть очень талантливые ребята. Кто-то прекрасно пишет, кто-то рисует, играет на скрипке. Каждый год мы обязательно участвуем в конкурсе, приуроченном к российской транспортной неделе в Москве. Среди номеров, которые мы подготовили, — «Севастопольский вальс», попурри из фильма «Берегите женщин» о том, что женщина остается собой всегда и всюду, даже на корабле. Ребята очень стараются, и получается так красиво, целомудренно, свежо! В Москве не раз это отмечали.
Да, сегодняшние дети более амбициозны и прагматичны, чем были мы. Устраиваясь на работу, мы никогда не спрашивали: «Какая будет зарплата?» Нас больше волновало, сумеем ли оправдать ожидания. Сегодня молодые люди с порога интересуются: «Что мне эта работа даст?» Я приветствую карьерные амбиции, ведь мы для того и рождаемся, чтобы расти, развиваться. Но все-таки очень хочется, чтобы наши студенты не материальную выгоду ставили во главу угла. Если ты молод — прояви себя, пополни багаж знаний практическим опытом. Ведь задача вуза — учить учиться, добывать новые знания и не останавливаться в пути.
Тюльпан маме, парусник папе
— Какие события последних лет были для вас самыми яркими и значительными?
— Живы-здоровы мои родители. Наверное, ничего более яркого в личной жизни накануне «маминого дня» быть не может. Буду поздравлять маму с праздником 8 Марта. Жизнь — это ведь не череда грандиозных событий. Она замечательна и прекрасна сама по себе. Я люблю простые, спокойные будни, независимо от того, какие сегодня погода и настроение.
— Как отмечаете Женский день? Был ли запоминающийся случай, связанный с этим праздником?
— Помню, как в детстве мы своими руками вырезали открытки, мастерили аппликации. Один такой тюльпанчик с подписью «8 Марта» моя мама хранит до сих пор. Иногда, возвращаясь в детство, готовлю подарки для родителей своими руками. Выкладываю картины из бисера: маме цветы, папе парусники. К слову, папа всю жизнь проработал на флоте.
Люблю цветы, которые дарят мне коллеги, студенты, родные. Какие? Любые — сирень, лилии, розы, ромашки... И все-таки главная радость праздника — это подарок, который даришь ты сам. Людям, которых любишь.