Что «спрятано» в тарифе на проезд?
Перевозчики требуют повысить стоимость проезда в общественном транспорте
Еще летом прошлого года представители автопарков просили о повышении цен на билеты, но не смогли представить убедительные обоснования: невыгодно возить — и все тут!
— Транспортные компании берут кредиты на выплату зарплаты своим сотрудникам и покупку ГСМ. Зарплата, установленная тарифным соглашением на 2017 год, — 22 тысячи рублей. Эти деньги не заложены в действующий тариф на перевозку, — сообщил Валерий Новосёлов, президент Транспортного союза Сибири, на внеочередном заседании комитета Заксобрания области по транспортной, промышленной и информационной политике.
По словам Новосёлова, возраст автобусного парка большинства частных перевозчиков — 7–10 лет. Обновлять подвижной состав у них нет возможности: стоимость одного автобуса — более восьми миллионов рублей. Выход один — повысить стоимость проезда и обновить машины, решить другие проблемы.
Глава регионального департамента по тарифам Гарей Асмодьяров признает: да, проблемы есть, но настаивает на соблюдении принятого соглашения: «Тариф — в обмен на инвестиции. Необходим контроль, куда пойдут эти средства: на обновление автобусов или на другие цели».
Зарплата в конвертах
Сегодня на 40 предприятиях зарплата от 15 до 17,5 тысячи рублей, восемь перевозчиков платят и того меньше — от 10 до 14 тысяч, а должна быть 19 тысяч, это заложено в структуре действующего тарифа, напомнил министр транспорта Новосибирской области Сергей Титов. Условие не выполнено.
— Многие перевозчики частично платят зарплату в конвертах, что ущемляет права водителей и кондукторов, интересы которых нам важно защищать. Кроме того, в бюджет области не поступает налог с доходов физических лиц, — пояснил Титов.
Кстати, на межмуниципальных маршрутах пригородного и внутриобластного сообщений областному минтрансу удалось добиться решения зарплатной проблемы: почти 90 процентов перевозчиков платят зарплату, предусмотренную тарифным соглашением. Соответственно, отчисляются и налоги в бюджет.
Картина с ГСМ
В Новосибирске анализ работы транспорта за первое полугодие 2016 года показал другую картину.
— По безналичному расчету с муниципальными перевозчиками расплачиваются 50 процентов пассажиров, 50 процентов ездят за наличные деньги. А в немуниципальном транспорте доля наличного расчета — 5–10 процентов. Мы понимаем, зачем это делается, — высказал свою точку зрения Гарей Асмодьяров и резюмировал: расчеты перевозчиков непрозрачны.
Асмодьяров привел пример и по списанию бензина: «При плане 43 литра топлива фактически списывалось 25, а заявлялось на тарифное регулирование 65. Мы понимаем, что эти цифры абсолютно неадекватные и не могут быть приняты как экономическое обоснование повышения тарифов». Вывод: о повышении платы за проезд на два рубля не может быть и речи.
Логика департамента — легализация, прозрачность расчетов, а потом повышение тарифов. Перевозчики иного мнения — сначала деньги, потом расчеты.
Председатель комитета Заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике Фёдор Николаев резюмировал:
— Необходимо создавать условия, чтобы нарушение тарифного соглашения влекло лишение лицензии перевозчика и его уход с маршрута. Важно увязывать потенциальное повышение тарифов с условием обязательного обновления подвижного состава, с выплатой белой заработной платы и налогов.
Члены комитета проголосовали за то, чтобы определиться с тарифом до 15 февраля, но уточнили: решение может быть любым, при необходимости — с протоколом разногласий.