Возвращая историю
Потомки солдат Великой Отечественной войны восстанавливают историю огненных сороковых
В Барабинске и Куйбышеве 3 и 4 декабря прошла интерактивная выставка «Забытые герои. Войска НКВД в годы Второй мировой войны». Ее организовали Новосибирский военно-исторический клуб «Наследие», Каинско-Барабинская епархия и местная власть.
— Мы общественная организация, — поделился руководитель клуба Андрей Евдокимов. — Занимаемся военно-исторической реконструкцией. Проводим выставки, лекции. Наша цель — сохранить настоящую историю, разрушить мифы, не дать переписать страницы летописи страны некоторым нашим «друзьям». Наш клуб — это 25 энтузиастов. Есть отделения в Омске, Краснодаре, Кемерово, Санкт-Петербурге.
Избавиться от штампов
Конечно, кому-то покажется странным, что инициатором рассказа о наркомате внутренних дел выступила… православная церковь. Казалось бы, в свое время эти два института чуть ли не противопоставлялись друг другу. Однако секретарь Каинско-Барабинской епархии протоиерей Дмитрий Бабкин ничего необычного здесь не видит:
— Надо избавляться от штампов. Не всегда верные суждения складываются о тех или иных вещах. Мы не говорим сегодня о годах репрессий или революционных событиях, мы говорим о Великой Отечественной войне, и наш долг — сохранить память о наших земляках.
Здесь, в Куйбышеве, эта выставка (составленная в основном из экспонатов личной коллекции А. В. Евдокимова) впервые. Но за пять лет существования клуба «Наследие» его участники объехали практически всю область, раскрывая неизвестные страницы нашей героической истории.
…Небольшой зал районного Дома молодежи заполнен: здесь и ребята в камуфляжной форме — кадеты, и студенты, и вполне зрелые люди. На укрытом потрепанной плащ-палаткой столе — оружие. Знаменитые трехлинейки с упрятанными в чехлы штыками, карабины вермахта и японской императорской армии, автоматы. Рядом настороженно взметнули вверх дула легендарный станковый «Максим» и пулемет Дегтярёва. Будто в вечном карауле замерли манекены в форменных кителях красноармейца и командира, рядового и офицера. Вплоть до последнего подсумка, до последней детали воссоздано обмундирование, объединенное знаком НКВД. По изъеденным временем стволам, отполированным десятилетиями ложам, потертой коже портупей понимаешь: это не макеты. Это именно то оружие, которое приближало победу в сороковые…
Как это было
— Войска НКВД первыми встретили немцев на белорусско-польской границе, в Бресте, — рассказывает Андрей Евдокимов. — На штурм Брестской крепости немцы отводили два дня — она держалась 64… В позапрошлом году я побывал там, ощутил энергетику, исходящую от древних камней, увидел фляжку из Буга, в которую осколками были вбиты фаланги пальцев: бойцы держались практически без воды…
Пограничники, стрелки, конвойные части — таков состав войск, подчинявшихся наркомату внутренних дел. Это и милиция, и даже ЗАГС. И, конечно, тот же ГУЛАГ. Как часть, но не самая основная, структуры НКВД.
В Новосибирске был сформирован 273-й полк войск НКВД — именно его боевому пути и был посвящен рассказ. Здесь готовили спецназ, набор шел из сотрудников милиции, внутренних войск, добровольцев-спортсменов. Учили минному делу, снайперскому искусству, рукопашному бою. Да так, что однажды, столкнувшись с ротой переодетых, отлично обученных немецких диверсантов, новобранцы из 273-го уничтожили ее полностью, потеряв всего троих бойцов.
В 1942 году полк был направлен под Сталинград, потом на Кавказ. Там пришлось противостоять горным стрелкам из «Эдельвейса». Бои были настолько ожесточенными, что личный состав подразделения менялся шесть раз! Дальше — Берлин. После мая 1945-го — Западная Украина, Белоруссия, Прибалтика. Бандеровцы, «лесные братья»… Опыт профессионалов из 273-го был нужен и после войны.
…Потом, уже после демонстрации фильма «Правнуки», поднимающего проблему смены поколений с разным мировоззрением, с разными ценностями, Андрей Евдокимов признался:
— Мне нравится работать именно на периферии. Дети здесь более открыты. Посмотрите — у них глаза горят! По-моему, ради этого стоит устраивать такие акции. Они запомнят.