USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Город без села не проживёт

Катерина КОШКИНА
Директор ЗАО «Колыбельское» Валентина Клавдеева. Фото Валерия ГАНИНА
Директор ЗАО «Колыбельское» Валентина Клавдеева. Фото Валерия ГАНИНА

В «Колыбельском» заготовили кормов на два года вперед

Директор ЗАО «Колыбельское» Краснозёрского района Валентина Клавдеева глубоко убеждена: чтобы накормить страну, нужно, чтобы сельское хозяйство не выживало, а развивалось, а для этого селу необходима помощь государства, причем реальная, а не на словах. В хозяйстве сегодня готовы развивать животноводство и увеличивать поголовье дойного стада, но пока это невоз­можно — земли не хватает.

Когда в кабине плюс 60
Село с ласковым названием Колыбелька уютно расположилось между двух озер. Места здесь очень красивые, и до районного центра совсем недалеко. Местное сельхозпредприятие делает упор на развитие молочного животноводства. Занимаются и выращиванием зерна, но оно в основном идет на фураж.

— В хозяйстве 7 тысяч гектаров земли. Тысячу гектаров мы засеяли многолетними травами, еще 3 тысячи отдано пшенице. Остальное занимают различные кормовые культуры, например кукуруза, которую мы выращиваем на силос, и, конечно, пары, куда без них? — рассказывает Валентина Клавдеева. — Нынешний год выдался для нас довольно сложным. Сначала была засуха, первый дождь прошел только 20 июня. А потом зарядили ливни, весь июль поливало. Скосим сено, а оно не успевает высохнуть, гниет на полях. Хорошо, хоть август и сентябрь выдались сухими и теплыми. Можно сказать, они нас спасли. Правда, механизаторам пришлось работать в прямом смысле слова от зари и до зари. За два месяца надо было успеть все: скосить сено, заготовить силос и сенаж, убрать зерновые. Мои мужики почти не спали. Да еще эта жара: если на солнце плюс тридцать, то в кабине комбайна в это время плюс шестьдесят, как в парилке. Ну ничего, управились.

По словам Валентины Клавдеевой, главная проблема, которая сегодня мешает хозяйству развиваться, — недостаточное количество земли. Если бы еще 3 тысячи гектаров добавить, можно было бы половину отдать под зерновые, а половину под корма. Но, увы, такой возможности нет, поблизости не имеется свободных земель, которые можно было бы взять в аренду или выкупить. Да что там говорить — сегодня на сенокос приходится ездить за тридцать километров, а это и время, которого селянам в страду и так катастрофически не хватает, и деньги.

Молоко из Колыбельки
Директор ЗАО «Колыбельское» сетует: была бы земля — увеличили бы поголовье, а так чем кормить животных? Сегодня в хозяйстве 820 дойных коров, не считая молодняка. Кормов в «Колыбельском» заготовили с избытком — по 42 центнера кормовых единиц на условную голову. Такого количества на два года хватит, но здесь особенно не обольщаются: это нынче такой год выпал, а может быть и засуха, а из-за нее бескормица, как это уже было четыре года назад. Стоит отметить, что надои в хозяйстве сегодня составляют 5 200 килограммов молока на фуражную корову.

— Все молоко мы сдаем, переработкой не занимаемся. И не только из-за отсутствия свободных денег, хотя, конечно, и это тоже. Очень трудно найти квалифицированных специалистов, причем таких, чтобы душой болели за дело, — делится Валентина Клавдеева. — Понимаете, у меня принцип такой: если уж что-то делаешь, то делай хорошо. Если и заниматься переработкой, то так, чтобы качество продукции было безукоризненным. Вот у нас рядом райцентр Краснозёрское, можно было бы молоко туда во­зить. Я знаю, сегодня в крупных новосибирских супермаркетах специальные автоматы стоят, люди имеют возможность покупать свежее молоко на розлив. Вот бы и нам так сделать. Думаю, молоко из Колыбельки быстро завоевало бы популярность. Но, увы, пока это все из области мечтаний.

Печали директора
Хлопот у руководителя хозяйства немало, не всякий мужчина выдержит. Тут и талант надо иметь, и опыт, и крестьянскую сметку, и железную хватку. Но Валентина Клавдеева справляется, и справляется с честью. Много лет руководит она сельхозпредприятием, оно на хорошем счету в районе и области, коллектив не раз награждали.

— Но есть вещи, о которых говорить как-то не принято, а надо бы. Я имею в виду развитие села. Вот взять хотя бы нашу Колыбельку. Уже пять лет в ней ничего не строили, ни одного дома, — отмечает Валентина Клавдеева. — Мы хотим специалистов привлекать, а где жилье для них? Знаю, есть специальные программы, да что-то наше село в них не попадает. Или водопровод. Его давно пора менять, вода плохая, ее и пить-то нельзя, но где другую взять? Если мы хотим производить свое молоко, мясо, зерно, овощи, а не покупать за границей — давайте развивать село! Причем не на словах, а на деле. Город без села не проживет, давно бы пора уже это понять.