USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Когда в кармане кризис

Анжелина ДЕРЯБИНА
Архив газеты. Фото Михаила Пермина
Архив газеты. Фото Михаила Пермина

Муниципальные социальные ярмарки для того и придумали, чтобы производители напрямую предлагали свою продукцию и снижали цены, потому что за торговлю в таких местах не надо платить. Корреспондент «Советской Сибири» побывал на одной такой — возле ДК имени Чкалова — и убедился, что не все торговцы убавляют ценник, но зато с вами охотно поговорят.

Палатку Елены Вятчининой видно издалека. Женщина творчески подошла к делу: большими фиолетовыми буквами написала «Фиолетовый» — для привлечения внимания посетителей ярмарки. У нее действительно есть на что посмотреть. Темно-фиолетовая на срезе картошка, которую можно тут же попробовать. На вкус обычная, но, по словам фермера, ее сок отлично снижает давление. Гора банок домашних консервов, от грибов до запеченной тыквы, квашеная капуста, бочковые огурцы, россыпи крохотных помидоров. У Елены личное подсобное хозяйство. Она говорит, что не просто продавец — хочет принести какое-то добро людям.

— Пятнадцать лет мы с мужем в Новосибирске перепродавали фрукты и овощи, — говорит Елена Вятчинина. — А в 2013 году я решила делать то, что приносит пользу, — выращивать свое, продавать излишки. Теперь у меня 25 соток земли в поселке Октябрьском Краснозёрского района. Социальные ярмарки нас выручают — здесь место бесплатно. Ведь до города 300 километров, за ночевку в Новосибирске надо платить. Все, что предлагаю, вырастила своими руками. Очень люблю работать в огороде, обожаю готовить — по сто банок в неделю закручиваю. Цветной картофель продаю на семена — по 150 рублей за килограмм. Три года назад купила его по 950. Бывает, наорут на меня покупатели: мол, буржуйка, задрала цену. А у меня его перекупают и продают по 60–70 рублей за штуку.

Продавец рыбных деликатесов Надежда Куткина реализует продукцию своего мужа — индивидуального предпринимателя, у которого свое производство. Женщина говорит, что на муниципальной ярмарке всегда снижает цены на 30–50 рублей за кило.

— Наблюдательные люди спрашивают, почему цена такая, беспокоятся, — улыбается Надежда. — Объясняю, что ярмарка социальная. Мы 19 лет на рынке, уже знаем вкусовые пристрастия в каждом районе. К примеру, кальмар горячего копчения на площади Калинина за 30 минут расходится, сколько бы коробок ни привезла. Ну а здесь одной коробки хватает. Вообще, на ярмарку привозим самое востребованное, народное. Вот, к примеру, селедка — соленая и холодного копчения. Никогда не залежится.

Житель Тогучинского района пчеловод Аркадий Елизаров предлагает мед и соты с Салаирского кряжа. Говорит, что торгует по одной и той же цене — что здесь, что на платных ярмарках.

— Я четвертый год по этой цене торгую. Инфляция идет, цены растут, а мед на одном уровне держится, — объясняет мужчина.

Но подошедшей бабушке пасечник сделал скидку — продал килограмм меда не за 400, а за 350 рублей. Да еще ведро картошки из своего огорода отдал за двадцатку: «Сколько дадите». Так что, получается, вполне социальный поступок.

— Со сбытом меда стало тяжело, — делится проблемами Аркадий Елизаров. — Кризис. Меньшими объемами покупают. Если раньше несколько трехлитровых банок брали, то теперь возьмут полтора литра, потом еще приходят.

На кризис пожаловался и Михаил Мясников, приехавший с тремя машинами саженцев из барнаульского плодового питомника.

— У нас семейный подряд, торгуем на ярмарках и в наших точках, — говорит Михаил. — Здесь не платим, но на цене для покупателей это не отражается. Почему? Кризис по нам сильно бьет, 2016 год — вообще безобразие. Тут еще нормально покупают, но кое-где совсем плохо. В Барнауле очень много питомников — и мы сюда едем, у вас это несильно развито. Самое ходовое — смородина, жимолость и яблоня. Грушу и сливу многие спрашивают — люди уже знают, что есть сорта, которые плодоносят в Сибири.

Павел Нагиц, реализующий растительное масло карасукского частного предпринимателя, говорит, что цена у него везде одинаковая, фиксированная.

— На социальных ярмарках больше народа, — делает вывод Павел Нагиц. — Спрос есть. Хорошие объемы продаем, сегодня вот 12 коробок, хотя день еще не закончился.

Вот такая получилась картина: ожидать того, что на социальной ярмарке все продавцы сбросили цены, точно не стоит. Но, видимо, тем, у кого кризис в кармане и кто надеется сэкономить, все же можно сюда заглянуть. Главное, помните: рынок — не магазин, здесь можно торговаться.