Наследники империи «Сибсельмаш»
Почему аграрии предпочитают технику «красную»?
Производство зерна в России в прошлом году достигло почти рекордных показателей, прогнозы на нынешний год чуть меньше, однако наша страна экспортирует миллионы тонн и продолжает развивать это направление экономики.
Техническая составляющая этого процесса тоже не отстает: осенью в Москве пройдет одна из самых известных выставок сельхозтехники в мире — центральная отраслевая площадка для демонстрации новейших технических решений. Как себя чувствует один из самых знаменитых в Новосибирской области производителей сельскохозяйственной техники, на что могут рассчитывать аграрии, рассказал генеральный директор ОАО «Завод «Сибсельмаш-Спецтехника» Дмитрий КЛИМЕНКО.
Монголам мы поможем
— Дмитрий Николаевич, приятно, что имя «Сибсельмаш» продолжает звучать, хотя и в новом качестве. Вам, молодому директору, досталось легендарное наследие.
— Совершенно верно. В сентябре нашему заводу исполнится 19 лет как отдельной, самостоятельной структуре, которая в 1997 году выделилась из огромного, выдающегося НПО «Сибсельмаш». Эта слава, этот коллектив, рабочая гордость не позволяют опустить планку, работать плохо. У нас семь производственных цехов, полный цикл изготовления техники: закалочные печи, фрезерная и токарная обработка, сварочное оборудование. Как и НПО «Сибсельмаш», мы продолжили заниматься выпуском техники для сельского хозяйства: культиваторы АПК от 2,2 до 17 метров, культиваторы-глубокорыхлители, агрегаты почвообрабатывающие дисковые, дисковаторы — ДПА, лущильник дисковый — ЛДГ. Недавнее новшество — посевной комплекс ПКС-8 и ПКС-9.
Фото Игоря ЛОГВИНА
Каждый год предприятие разрабатывает новую технику, имеет девять патентов на изобретения. Без ложной скромности скажу, что все знают нашу продукцию, которая отличается не только конструктивом, но и… красным цветом. Клиент, обращаясь к дилеру, а у нас очень хорошо развита дилерская сеть, так и говорит: «Нам красную!» Имя и цвет «Сибсельмаша» забывать нельзя. Мы ячейка легендарного завода, нацеленная на дальнейшее развитие, на перспективы расширения рынка.
— Как себя чувствует предприятие? Ведь вы очень зависите от развития сельского хозяйства, которое порой испытывает большие трудности.
— Самый пик продаж у нас был в 2008 году. Предприятие изготавливало по 70 машин в месяц. После этого спрос на сельхозтехнику упал. Конечный потребитель переключился на импорт. Нам, производителям, было это непонятно. Когда речь идет о тракторах, то да — долговечные, мощные машины иностранного производства оправдывают себя. Но когда почвообрабатывающая техника, которая агрегатируется с трактором, покупается за валюту, этому нет логичного объяснения. Но в настоящий момент ситуация меняется, хозяйства переориентируются на отечественный рынок. За семь месяцев этого года мы удвоили свои продажи. Вышли в три новых региона — Северный Кавказ, Краснодарский край, Монголию. Вчера у нас были представители этой страны. Прежде мы делали туда разовые поставки, сельхозтехника показала себя уникально на их почве. И вот сейчас представители Монголии посмотрели производство, машины, технические характеристики. Они были очень приятно удивлены, что могут сократить свои затраты и логистику. Им выгоднее работать с нами, а не с китайцами и американцами. Задали вопрос: «Продукция ваша из российского металла?» Конечно, из российского! Всем известно, что его прочностные характеристики лучше, чем у кого-либо, он более устойчив к истиранию. Через месяц планируем начать поставки, только в гораздо больших объемах, чем раньше.
Почему бы не мосты тоже?
— Какие регионы ваши давние клиенты?
— Очень хорошие связи с Казахстаном. В России география широкая: Москва, Санкт-Петербург, Новороссийск, Самара, Оренбург, Омск, города Бурятии, Тюмень, Якутск, Сахалин, Хабаровск — и это далеко не полный список. К сожалению, местный рынок пока ориентирован на соседние регионы: наши хозяйства, как правило, технику покупают в Омской области и в Алтайском крае. Делают они это потому, что там существует программа, которая позволяет производителю продавать свою технику дешевле на 30 процентов и компенсировать эти затраты из бюджета. Вероятно, и у нас в регионе скоро появится программа по развитию регионального сельхозмашиностроения, поскольку губернатор, депутаты Законодательного собрания и министерство сельского хозяйства поставили задачу ее формирования для наших производителей. К слову, у нас очень тесные контакты с правительством области. Нас поддерживают во всех начинаниях, мы всегда в диалоге. Министерство сельского хозяйства владеет информацией обо всех потребностях фермеров. На основе этих данных мы формируем наши планы по региону на 2017 год.
Фото Игоря ЛОГВИНА
— А как вы выживали после 2008 года?
— Мы просто вышли на новые рынки. Начали производить горно-шахтное оборудование, металлоконструкции для нужд топливно-энергетического комплекса. В частности, много лет разрабатывали чертежи и изготавливали сооружения для «Транснефти». Параллельно наше производство освоило, получило сертификат-лицензию на изготовление мостовых пролетных строений. Сложились партнерские отношения с известными мостостроителями. Пять «наших» мостов уже работают на Севере.
Отвечаем на потребности рынка
— Трудно ли конкурировать в вашем основном направлении — в производстве сельскохозяйственной техники?
— Подобных производств достаточно много. Но мы входим в пятерку основных поставщиков сельхозтехники для почвообработки в России. В 2008 и 2009 годах мы были на третьем месте. Дело в том, что по агротехническим характеристикам продукция завода уникальна. Она разрабатывается и унифицируется нашей конструкторской службой каждый год, соответствует всем требованиям конечного потребителя. Коммерческая служба очень плотно работает с теми, кто использует нашу технику. Допустим, каждый новый образец мы отправляем на машиноиспытательные станции, где аграрии на полях ее эксплуатируют, оценивают. Если все прекрасно, патентуем изобретение, а если что-то не так, дорабатываем и снова испытываем. Пока не получим хороший результат.
Один из примеров — уникальные культиваторы с шириной захвата 16 метров. Такие пытаются выпускать конкуренты, но наши пока на шаг впереди. Сейчас разрабатываем машину с захватом 20 метров. Что это дает? Ощутимая экономия топлива, увеличение скорости обработки, один тракторист заменяет двух. Зарубежная техника намного дороже. Она ничем конструктивно не отличается от российской, но стоит в два, три, четыре раза больше. К примеру, если стоимость нашего посевного комплекса — 3,5–4 миллиона рублей, в зависимости от комплектации, то импортного — от 12 миллионов.
Недавно к нам обратились аграрии одного региона с просьбой об узких культиваторах — не более 1,5 метра, которые могут служить обработке, к примеру, клубники. Наша конструкторская служба занялась этой задачей. Стараемся отвечать на потребности рынка.
— Какие гарантии вы даете на свою технику?
— Семь лет. Но она может работать и дольше. Мой заместитель недавно был на выставке в Барнауле. В начале 2000-х годов многие хозяйства Алтайского края получали нашу продукцию. Аграрии встретили его как родного: «Ребята, ваша техника еще работает!» Мы знаем это и от потребителей в других регионах: техника им продолжает служить верой и правдой.
Все только выиграют
— Какие у вас планы на будущее?
— Мы сейчас очень плотно работаем над расширением рынка — большие производственные мощности позволяют это сделать. На недавней выставке «День поля» появилась идея объединиться предприятиям по выпуску сельхозтехники региона в единый кластер под эгидой областного правительства и министерства сельского хозяйства. Такую необходимость чувствуют все участники сообщества для лучшего взаимодействия с властями, аграриями, между собой.
Хотелось бы привлечь внимание управленцев области к новосибирским предприятиям. Законами не регламентировано, кому отдать заказ, но, на мой взгляд, если их станет больше у наших производителей, все только выиграют. Мы должны чувствовать солидарность, ведь делаем общее дело, развивая производства в своем регионе, увеличивая бюджетные средства за счет налоговых отчислений. ОАО «Завод «Сибсельмаш-Спецтехника» — государственное социально ориентированное предприятие, входящее в ГК «Ростех». Мы вовремя выдаем зарплату, ежегодно платим налоги — до 50 миллионов рублей, наши работники защищены всеми положенными по закону социальными гарантиями. Мы не одни такие. Мы все работаем на благо региона и страны.