USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Золотая ось времён

Татьяна ШИПИЛОВА
Фото с сайта tourisminchina.ru
Фото с сайта tourisminchina.ru

Китай удивляет, восхищает и покоряет ваше сердце навсегда. Обозреватель «Советской Сибири» в канун летнего сезона отпусков поделился своими впечатлениями о туристической поездке в Поднебесную.

Сбереженное наследство
Нет, конечно, эта страна вовсе не лакированная шкатулка. Тут все в фантастическом миксе: ультрасовременные дорожные развязки, удивительные по форме и отделке небоскребы, не подражающие ни Старому, ни Новому свету. Розовые аллеи, лотос, бамбук, кипарисы — в пределах одного мегаполиса. Крошечные кустарные мастерские и лавчонки, облепившие неофициальные фасады, как ласточкины гнезда. Велорикши для тщеславных туристов и невидимый для них же работяга метрополитен почти в двух десятках городов.

А удивление и восхищение одновременно вызывает прежде всего отношение китайцев к своей насчитывающей тысячелетия национальной культуре.
Чем гордимся мы, если брать обычных российских граждан, не историков и не искусствоведов? По временному срезу — именами и событиями максимум последних двух веков: Пушкиным, Толстым, Достоевским, победой в Великой Отечественной войне, Гагариным… В Китае же история погружена вглубь тысячелетий, и она по-настоящему живая. Поэтому взаимосвязь между событиями настоящего и прошлого не символическая. Бытование императорских династий — кто когда правил, что построил или отвоевал — здесь канва, на которой последующие поколения вышили узоры своих успехов и поражений. Например, китайцы до сих пор пеняют императрице Цыси, истратившей на постройку Летнего дворца (теперь уникальная достопримечательность столицы) казенные деньги, предназначенные для создания военного флота. Потомки считают: стань Китай тогда ведущей морской державой, кто знает, как бы вообще сложилась дальше мировая история. Или вот еще пример: на могилу философа Конфуция в окрестностях города Цюйфу и сегодня, спустя 2 500 лет (!) со дня его кончины, приносят венки и живые цветы.

Мир без пробелов
Колоссальное впечатление именно этой бережно хранимой осью времен производит пекинский Музей Гугун, или Запретный дворец, — резиденция нескольких поколений китайских правителей начиная с XIV века. Архитектура Пурпурного города — величественная, самобытная. Старинные скульптуры и памятники в сочетании с роскошными парковыми ансамблями самого обширного дворцового комплекса в мире — щедрый подарок в копилку туристских впечатлений.

В очередной раз за время путешествия с волнением погрузились мы, российские журналисты, в тысячелетнюю культурную вертикаль этой страны и в государственном Музее фарфора города Цзыбо: изысканной формы сосуд, изготовленный древними китайскими мастерами, был датирован более чем I тыс. лет до н. э. А в конце экскурсии нас ждала информация к размышлению: богатейшую коллекцию фарфора, в том числе из императорских покоев, в витринах музея дополняли оригинальные современные произведения, выполненные в разных техниках, и… четыре длинных ряда абсолютно одинаковых по форме и размеру белых чайных кружек. Эта именная посуда была изготовлена для высоких гостей музея — в том числе Председателей КНР, управлявших (и управляющих) страной уже в наше время. Причем всех-всех, без каких бы то ни было конъюнктурных умолчаний: в истории не должно быть пробелов, считают в Поднебесной.

Кстати, именно в живописном пекинском парке Ихэюань, где находится Летний дворец той самой императрицы Цыси, мы были счастливы познакомиться еще с одним достоянием великой китайской культуры — Пекинской оперой. Сцена из спектакля была одним из номеров концерта, венчавшего официальный прием. Принц, девушка, ждущая свидания, луна, соловей — белые загримированные лица, кукольная пластика, особое, дискантное звукоизвлечение в пении, ну и, естественно, китайский язык, которого мы не знаем… Но оторваться от сцены невозможно: впечатление ни с чем не сопоставимое, однако такое мощное, что ты сразу зачисляешь его в ряд лучшего из увиденного тобой в искусстве.

Никак не ожидали, что завораживающим и изысканным, как балет, может быть выступление ловких и пластичных людей на цирковой арене. Один вечер во всемирно известном Шаньдунском цирке уверил нас в этом. Опять любовная история — юноша, принцесса, препятствия, чинимые злыми силами их чувству, и по сюжету — чудеса гимнастики, эквилибристики, спецприемов и световых эффектов такого высокого класса, что иначе как волшебством это не назовешь. Главная же особенность — в этом цирке нет животных, никто не мучает их дрессурой, пряником или кнутом.

Чем еще поразили гостеприимные хозяева? Тем, как органично сочетаются в культурной среде Китая суперсовременное и вечное. Я имею в виду ночное театрализованное лазерное шоу за городом, на склонах гор. Это грандиозное представление с фантастической световой и музыкальной партитурой, в котором были заняты сотни артистов, тоже посвящалось истории страны с незапамятных времен — от династии к династии, от события к событию, от одной героической судьбы к другой.

Философия гостеприимства
Когда мы ехали в КНР, зная статистику, предполагали повсюду невероятную толчею и многолюдье. Уже в Пекинском аэропорту подобный миф был рассеян поистине космическими пространствами этой современной воздушной гавани, куда стремятся люди со всего света. И вообще, Китай, хоть в столице, хоть в провинции центральной части страны, не выглядит перенаселенным. Да, людей, особенно в столице, много, но они умеют существовать в публичных местах (например, в живописных парках), не мешая друг другу. Благожелательность, предупредительность, а также умение растворяться в коллективе занимающихся одним делом (будь то труд или отдых) показались мне одной из главных составляющих жизненной философии китайцев. Я бы трактовала ее так. Нас в этой стране, в этом мире, на этой Земле очень много, и до нас было много — история Китая, его богатейшая культура тому свидетельство. По этой причине будь доброжелателен, живи сам и давай жить другим. Не завидуй богатству и молодости, ведь тебе выпало такое счастье — сам шанс родиться и жить под этим солнцем, под этим небом.

Нас, русских, вообще принимали замечательно. Я имею в виду не только официальную программу поездки, но и ежедневные контакты на улицах, в парках и даже в святых для жителей страны местах, например при восхождении на вершину Тайшань. Здесь побывали многие философы и мудрецы, сюда с древнейших времен стремится приехать каждый китаец, чтобы, поднявшись по лестнице из 1 603 ступеней, помолиться в поднебесных храмах богам. Нам тоже посчастливилось присутствовать в одном из них на службе. Несмотря на разность религиозных культур, царившее во время ритуала благоговение не могло не коснуться и нас.

Да, в повседневном общении был языковой барьер, нам не хватало скромного по ресурсам «школьного» английского, хозяевам — тоже. Но приветливая улыбка, желание помочь, а нередко и юмор — в жестах, шутливых гримасах — как универсальное средство коммуникации не раз выручал нас, когда наших гидов — Макара в Пекине и Коли в Шаньдуне — не оказывалось поблизости.

Для туристов в Китае открыты 99 городов
Можно посетить 750 уникальных культурных памятников, находящихся под охраной государства, а также 119 пейзажных мест.
Это знаменитые монастыри, в том числе легендарный Шаолинь; женьшеневые фермы в провинции Цинхай; Великая Китайская стена; многочисленные археологические раскопки в пустынях Гоби и Такла-Макан; альпинистские базы на восточных склонах Гималаев и Каракорума; живописное Юньнань-Гуйчжоуское нагорье с множеством горных рек, водопадов и глубоких пещер. Это уникальные озера Тайху и Сиху; горы Тайшань, Хуаншань, Эмэйшань; Дуньхуанские пещеры — сокровищница древнего буддийского искусства; пещеры Юньган, водопад Хуангошу, карстовые пещеры и «каменный лес» в уезде Ваньшэн, пещеры Лудиянь в Гуйлине. В лесах Большого Хингана устраиваются охоты. Путешествуя по древнему Шелковому пути, можно побывать в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, где проживают китайские мусульмане. Из провинции Сычуань можно совершить круиз по реке Янцзы (три знаменитых каньона Санься), побывать на горе Эмэй, посетив заповедник Цзючжайгоу. Уникальный по красоте край — река Лицзян в Гуйлине и пять «священных гор». По всему Китаю проводятся крупные музыкальные фестивали, такие как «Шанхайская весна», Фестиваль музыки и цветов Гуанчжоу, Пекинский фестиваль хоровой музыки, Музыкальный фестиваль города весны (Куньмин), «Харбинское лето», «Осень города источников» (Цзинань) и так далее.

Для оформления визы в Китай российские граждане могут обращаться к Консульской службе Посольства КНР в Москве или к Генеральным консульствам КНР в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иркутске и Хабаровске.

Сайт Консульской службы Посольства Китая: http://ru.china-embassy.org/rus/lsfw/ (здесь можно найти ссылки на все Генконсульства).

Информация об оформлении визы на сайте Генконсульства: http://ekaterinburg.chineseconsulate.org/rus/lsyw/134430/, телефон для консультации +7 (343) 253-57-78.

Приемное время Генконсульства в Екатеринбурге для частных лиц: понедельник, среда, пятница с 9:30 до 12:00. Заявление также можно подать через квалифицированные турагентства.