Почему цены на электричество растут быстрее инфляции?
Суммы платежей за электроэнергию вызывают недоумение у предпринимателей: таких резких скачков раньше не наблюдалось. В условиях кризиса пресс тарифов грозит бизнесу если не разорением, то ростом задолженностей. Экономия энергии, как ни парадоксально, ведет к ее удорожанию. Настало время разорвать этот порочный круг...
В редакцию газеты «Советская Сибирь» обратился директор ЗАО «Баганское ремонтно-техническое предприятие» Сергей Мельников и рассказал о проблеме:
— В январе прошлого года для нашей организации киловатт стоил 2 рубля 77 копеек. А в ноябре и декабре пришлось платить по 3 рубля 73 копейки за киловатт. В ресурсоснабжающей организации говорят, что тариф экономически обоснован. Но ведь цена подскочила на 35 процентов, ее рост значительно превысил инфляцию!
Бизнесмены согласны платить по счетам, но сомневаются в правомерности растущих аппетитов энергетиков.
Тариф по правилам считают
Объяснить ситуацию мы попросили специалистов ОАО «Новосибирскэнергосбыт». Там уверены, что цифры в платежках появляются «не с потолка», а механизмы образования тарифов, как нам пояснили, определены государством. Так, цена на электроэнергию для юридических лиц складывается из нескольких составляющих. Первая — стоимость энергии у электростанций на оптовом рынке. Она свободная и определяется по итогам торгов специальным партнерством, участниками которого являются и государственные органы — Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэнерго. Стоимость энергии на оптовом рынке меняется ежемесячно и составляет в среднем 37 процентов от конечной цены на электроэнергию. Вторая составляющая — тариф на передачу энергии по электрическим сетям, утверждаемый государственным органом, департаментом по тарифам Новосибирской области. Этот показатель составляет в среднем 61 процент от стоимости электроэнергии и меняется ежегодно с 1 июля.
Колебания конечных цен в 2015 году были вызваны изменением именно этих двух компонентов. Самый значительный рост нерегулируемой цены оптового рынка произошел в феврале и ноябре — на 21 и 27 процентов от среднегодовой цены оптового рынка. С июля, в соответствии с приказом департамента по тарифам Новосибирской области, тариф на передачу электроэнергии по сетям вырос на 29 процентов относительно первого полугодия.
— Обращаем внимание, что на механизмы ценообразования, определяемые государством (правила торговли электрической энергией на оптовом рынке, тарифы на передачу по сетям, плата за услуги инфраструктурных организаций), сбытовые компании оказывать влияние не могут, — подчеркнули эксперты энергосбыта. — Единственной составляющей цены, на которую «Новосибирскэнергосбыт» может влиять, является величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика. Компания ведет постоянную работу по снижению данной составляющей. В частности, сбытовая надбавка предприятия является самой низкой по сравнению с остальными регионами Сибирского федерального округа — от двух до пяти раз ниже, чем у иных гарантирующих поставщиков СФО. Более того, с 1 июля 2016 года сбытовая надбавка будет снижена на семь процентов. Специалисты «Новосибирскэнергосбыта» заблаговременно предупреждают потребителей об ожидаемом повышении цен через СМИ и на сайте компании.
Как помочь бизнесу?
Утешение от грядущего снижения сбытовой надбавки слабенькое на фоне уже состоявшегося резкого удорожания всего и вся.
— Больше всего у меня вопросов относительно того, как в сложившихся условиях работать производителям сельскохозяйственной продукции, — размышляет Сергей Мельников. — Техника, запчасти, электроэнергия — все подорожало. Затраты на производство выросли, а цена на продукцию, например на молоко, практически осталась прежней. Последствия затрат, которые предприниматели понесли в 2013 году, мы еще не успели почувствовать, но, думаю, к концу 2017 года убытки достигнут значительного уровня. Рентабельность уйдет вниз. При этом чем больше предприятия экономят электроэнергию, занимаются энергосбережением, тем выше цена за киловатт.
Куда обратиться предпринимателю, если он считает, что цена за электроэнергию или другой вид потребляемого ресурса слишком велика и тормозит развитие бизнеса?
— На регулярных встречах с предпринимательским сообществом мы фиксируем рост тарифов на электроэнергию за последний год на 25–27 процентов на территории всего региона, — говорит Виктор Вязовых, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области. — Этот вопрос актуален не только для нас, он не раз поднимался на встречах и круглых столах разного уровня, в том числе обсуждался в декабре 2015 года на Всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей в Москве в присутствии представителей федеральных органов власти. Рост тарифа на все составляющие электроэнергии был отмечен с июля прошлого года. Выросла составляющая энергогенерирующих компаний, причем сами компании объясняют это увеличением стоимости оборудования и комплектующих в связи с девальвацией рубля. Те же процессы наблюдаются при передаче энергии по электрическим сетям. УФАС, Минэнерго и департаментом по тарифам Новосибирской области эти аргументы были приняты. В данной ситуации я вижу необходимость усиления общественного контроля за формированием тарифов. В ряде регионов, например в Кемеровской области, уже созданы общественные советы. Подобный механизм запускается и у нас.
Выразив намерение войти в общественный совет, Виктор Вязовых добавил, что в его составе хотелось бы увидеть представителей бизнеса, чтобы сделать формирование тарифов максимально прозрачным и справедливым.
Время играет против
Очередные тарифные прения еще впереди. Между тем время идет, а время, как известно, деньги. Предприниматели, работающие в селах, уверены, что ситуацию надо изучать и по возможности корректировать.
— В прошлом году наше предприятие тратило в среднем 3 рубля 36 копеек за киловатт, а в феврале текущего года мы заплатили 4 рубля 18 копеек, — делится проблемами Александр Стрельцов, директор ОАО «Северо-Кулундинское». — Ежегодно нагорает примерно 1 миллион 400 тысяч киловатт. Значит, если раньше за электричество отдавали четыре с половиной миллиона рублей в год, теперь заплатим на миллион больше.
Удастся ли замедлить рост тарифов за счет сокращения расходов на производство энергоресурсов? Это позволило бы производителям молока, мяса и зерна направлять высвободившиеся миллионы на развитие бизнеса.