ГИБДД оштрафовала мэрию за плохие дороги на десятки миллионов рублей
Автоинспекция наказала мэрию за плохие дороги на десятки миллионов рублей. Чиновники оправдываются: в городской казне нет денег на ремонт. Похоже, штрафы администрации обходятся дешевле, чем содержание в порядке дорожно-уличной сети.
Разметка-призрак и ямы в лужах
Пришла весна, и асфальт сошел вместе со снегом, шутят автомобилисты. И это действительно так. Поездки в межсезонье в городе — всегда тяжелое испытание как для автомобиля, так и для его владельца. И не просто тяжелое, а даже опасное, если учесть бесчисленные ямы, промоины и колдобины, которые коварно прячутся в лужах. На этом фоне бледнеют даже такие «мелочи», как отсутствие необходимых знаков и дорожной разметки, хотя от их наличия напрямую зависит безопасность движения. И если за нарушение правил ПДД водителю грозит денежный штраф, то, влетев в яму, можно не только лишиться кругленькой суммы (на ремонт авто), но и серьезно пострадать. Хорошо, если обойдется без жертв.
Стражи дорожного порядка все это прекрасно осознают и не ленятся наказывать тех, кто несет ответственность за состояние дорог. Как сказано в разъяснении, размещенном на сайте областного ГИБДД, в соответствии с главой 1 статьи 6 ФЗ № 257 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» собственником дорог в городе Новосибирске, кроме дорог, находящихся в федеральной собственности, является мэрия. А ответственным за содержание дорог — городской департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса.
А казна? Она… казенная
В прошлом году мэрию штрафовали не один раз — на общую сумму 52 миллиона рублей. К слову, совсем недавно из областного бюджета мегаполису выделили 100 миллионов на ямочный ремонт. Выходит, половину можно смело списывать на штрафы?
Да что там прошлый год! Только за январь и февраль года нынешнего ГИБДД вынесла мэрии 192 предписания по поводу состояния дорог, 80 из которых касаются зимнего содержания городских магистралей. Еще 25 связаны с плохой различимостью или отсутствием горизонтальной разметки, столько же — с наличием препятствий на дороге, затрудняющих движение авто, 17 предписаний выдано за отсутствие дорожных знаков в необходимых местах. Цифры более чем красноречивые.
Легко подсчитать, что в месяц выдают около ста предписаний, а минимальный штраф для юридического лица составляет 300 тысяч рублей. Если так пойдет и дальше, то не исключено, что львиная доля средств городской казны будет уходить на штрафы. Что самое интересное, в мэрии все это великолепно понимают. Вице-мэр Новосибирска Данияр Сафиуллин жестко высказался по поводу чиновников, которые, вместо того чтобы выполнить предписание в установленный срок, ждут, пока им выпишут сначала минимальный штраф, а потом штраф на 300 тысяч.
Кто виноват и что делать?
Пока чиновники решают, что делать в сложившейся ситуации, автомобилистам приходится самим заботиться о собственной безопасности и целости железных коней. Как говорится, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Что же нужно делать, если автомобиль влетел в дорожную колдобину и, к примеру, вырвал шаровую опору?
— Согласно статье 1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме и возмещать его должны те, кто его причинил. В нашем случае это департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии, — поясняет юрист Виктор Кошкин. — Попав в дорожное происшествие, не мешкая, вызывайте автоинспекторов, настаивайте, чтобы они обязательно приехали. В ожидании представителей ГИБДД желательно сфотографировать повреждения авто и дорожного покрытия, тормозной путь (с привязкой к местности), наличие или отсутствие предупреждающих о препятствии знаков, а также правильность их установки.
Когда экипаж ГИБДД приедет, необходимо настоять на составлении протокола ДТП и постановления о привлечении к административной ответственности должностного лица, которому поручен этот участок дороги, советует юрист. Протокол пишется сразу, а виновное лицо устанавливается в считаные дни, для этого в каждом районном отделе ГИБДД есть специалист по дорожному надзору. Без этих двух документов доказать правоту в суде будет весьма затруднительно. Наконец, нужно будет произвести независимую экспертизу, чтобы определить размер ущерба. Собрав все необходимые документы, можно обращаться с иском в суд.
СПРАВКА
Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденные постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 21, устанавливают предельные размеры отдельных просадок, выбоин и так далее. А именно: они не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см, глубине — 5 см. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2 см, решетки ливневой канализации — более 3 см, верха рельса — более 2 см, возвышение междурельсового настила над верхом рельсов на железнодорожных переездах более 3 см.