USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Не променять свободу на любовь

Анна ЗОЛОТОВА
Жена хозяина Клея (Людмила Кузнецова) и раб Эзоп (Дмитрий Суховский) не сразу находят общий язык.
Жена хозяина Клея (Людмила Кузнецова) и раб Эзоп (Дмитрий Суховский) не сразу находят общий язык.

Как в персонажах древнегреческой истории оживают современные образы приспособленцев и прожигателей жизни

В Классическом театре премьера — спектакль «Любимый раб» по известной пьесе бразильского драматурга Фигейредо «Лиса и виноград».

В основе пьесы, которая обошла весь мир, вымышленная или реальная история из жизни древнегреческого философа и баснописца Эзопа, фигуры легендарной, но, возможно, мифической, хотя притчи, приписываемые уродливому, мудрому и хитрому рабу, живут в мире до сих пор, в России — в изложении Крылова.

Уже в переименовании театром первоисточника заложены глубокий смысл, ирония и интрига. Богатый, безнравственный и бездарный (великолепная триада!) философ Ксанф неоднократно клянется отпустить на свободу Эзопа, но не может: советы умного раба позволяют ему выпутываться из безнадежных ситуаций, а блестящие басни-притчи, пополняя интеллектуальный багаж горе-мыслителя, поддерживают деловую репутацию и обеспечивают учениками. Кольцо неволи не помогает разомкнуть даже чувство к Эзопу жены Ксанфа, красавицы Клеи: все становится еще сложнее…

Спектакль разыгрывается на фоне безмятежных средиземноморских декораций: лазурная даль моря, источающая свет и тепло, нагретая солнцем терраса богатого дома Ксанфа. Но по-настоящему свободных людей в этом благодатном пространстве нет, начиная с хозяина, заложника своего тщеславия и жадности, и заканчивая Эзопом, которому не однажды предоставлялась возможность бежать, но он не захотел.

— Ходить под страхом быть пойманным — не свобода, — говорит он Клее. — Свобода — это не тайна. Свободу не прячут. Все должны знать, что люди свободны. Знать и уважать это.

012-18-02.jpg

Для служанки Мели (Анжела Исаева) философ Ксанф (Дмитрий Покровский) — мужчина мечты: он влюбчив, властен, богат.

В общем-то на сцене происходит яростное столкновение абсолютно противоположных жизненных позиций Эзопа, Ксанфа, Клеи и рабыни Мели. У каждого свои правда, понимание свободы, любви, счастья, и наблюдать за перипетиями сюжета, а также словесными дуэлями героев невероятно интересно. Тем более что артисты Новосибирского классического театра здесь на высоте. Дмитрий Суховский в роли Эзопа значим, обаятелен и неподдельно драматичен (зрители стараются не пропустить ни одного его движения, ни одной реплики), несмотря на угловатую пластику и неказистые одежды. Красавица Клея в исполнении Людмилы Кузнецовой — натура противоречивая, мятущаяся, однако способная оценить незаурядное и открыться настоящему чувству. Великолепным сатирическим антиподом этим двум героям является в спектакле самодовольный и недалекий Ксанф (Дмитрий Покровский), тип весьма современный, ибо идеал для него — мир удовлетворенных желаний. Говоря нынешним языком — идеология общества потребления. Мягкая, вкрадчивая, услужливая и тоже желающая урвать господских благ рабыня Мели (Анжела Исаева) — запоминающийся образ приспособленки на все времена.

Этим-то спектакль, поставленный Сергеем Дубровиным, и привлекает: безо всяких нарочито экстравагантных кивков в сторону современной действительности он дает зрителю возможность на досуге призадуматься и о собственном житье-бытье. Еще раз поразмыслить, что в этом мире есть истинные ценности, а что — мнимые. Хотя со сцены не звучат нравоучения — там происходит увлекательная, порой забавная, порой печальная игра в подобающих классике формах.